Ученые: вирус Зика помогает в борьбе с раком мозга

Вирус Зика оказался полезным в лечении опухоли мозга, поскольку атакует не здоровые клетки, а те, что уже поражены глиобластомой, сообщает The Journal Experimental Medicine.

Американские ученые применили ослабленный штамм вируса Зика в качестве дополнительного средства в борьбе с агрессивной опухолью мозга — глиобластомой. Выяснилось, что в сочетании с химиотерапией вирус способствует значительному уменьшению опухоли.

В публикации отмечено, что вирус Зика практически не опасен для взрослых людей, но вызывает тяжелые поражения центральной нервной системы у развивающегося эмбриона. Дело в том, что вирус поражает преимущественно клетки — предшественницы нейронов (глии) — вероятно, с этим связаны опасные последствия для еще не развившегося плода.

Ученые применили схему действия вируса при лечении глиобластомы. Для этого они взяли у пациентов стволовые клетки опухоли и вырастили из них микромодели мозга.

Вирус «предпочел» заражать стволовые клетки опухоли. Именно стволовые клетки способствуют быстрому росту рака мозга, а также его «живучести» — после операции опухоль появляется вновь и зачастую она устойчива к химиотерапии.

При этом вирус Зика плохо заражал дифференцированные, то есть получившие специализацию, клетки опухоли и здоровую нервную ткань. Исследователи сделали вывод, что избирательность вируса зависит от иммунного ответа клеток: в здоровых и дифференцированных тканях он высок, а в стволовых — минимален.

Дальнейшие исследования проводились на мышах. Животные, зараженные вирусом Зика, прожили дольше, рост опухоли в мозгу замедлился.

На последнем этапе ученые вводили мышам ослабленный штамм вируса Зика. В сочетании с химиотерапией этот способ показал наиболее выраженный эффект.

Глиобластома — опухоль, которая развивается из клеток глии. Эти клетки являются предшественницами нейронов. Глиобластома быстро развивается и плохо поддается лечению. Больные глиобластомой, которые получают терапию, живут в среднем чуть больше года.

В апреле израильские ученые сообщили, что смогли продлить жизнь пациентам с раком мозга, используя переменное электрическое поле. Суть разработки в том, что переменное электрическое поле, действуя на опухолевые клетки, начинает вызывать в них хаотические движения заряженных биологических макромолекул. Это препятствует нормальному ходу клеточного деления и запускает процесс клеточной гибели.

В прошлом году ученые из США рассказали, что им удалось открыть механизм регулирования ферментов глиобластомы с помощью вещества GA11, подавляющего агрессивность опухоли. Разработанное лекарство имеет схожую с ферментом-агрессором структуру, которая может справиться с лечением даже высокой степени злокачественности.

Вирус Зика в связи с высоким темпом распространения в начале 2016 года был объявлен глобальной угрозой. Сейчас эпидемия закончилась. В России был зафиксирован лишь один случай заболевания.