Верховный суд РФ разрешил полиции изымать компьютеры и деньги по делам об экстремизме без решения суда
Пленум Верховного суда России издал постановление, где разъяснил спорные вопросы конфискации. Силовики вправе без решения суда изымать в пользу государства средства связи и коммуникации по делам об экстремизме, а также полученные в качестве взятки деньги и ценности.
У подозреваемых по уголовным делам террористической и экстремистской направленности может быть конфисковано, то есть безвозмездно изъято, любое имущество, которое является «орудием, оборудованием или иным средством совершения преступления», либо «предназначалось» для этого. Сюда относятся сотовые телефоны, компьютеры и другая техника для размещения в интернете фото-, аудио- и видеоматериалов, а также деньги, предназначенные на финансирование этой деятельности.
Арест может быть наложен не только на имущество самого подозреваемого, но и на имущество других людей, «если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий» — даже если подозреваемый не установлен.
В пользу государства также разрешается конфисковать полученные в качестве взятки деньги, ценности и другие активы, даже если взяткодатель стал жертвой вымогательства или добровольно сообщил о преступлении. Исключение составляют ценности, переданные взяточнику с целью разоблачения в ходе оперативных мероприятий.
Собственность также может быть изъята у обвиняемых, уголовные дела в отношении которых были прекращены по нереабилитирующим обстоятельствам — за истечением срока давности, по амнистии и другим, то есть без вынесения приговора. В данном случае обвиняемому должны быть разъяснены правовые последствия решения о прекращении дела, а подсудимый вправе настаивать на рассмотрении дела по существу.
Соруководитель уголовно-правовой практики коллегии адвокатов Pen&Paper Вадим Клювгант в беседе с «Агентством правовой информации» отметил, что постановление создает лазейку для полицейского произвола, а также напомнил, что конфискация имущества, которое использовалось или предназначалось для использования при совершении преступления, не предусмотрено законом.
«Полагаю, такие вольности в толковании уголовного закона недопустимы, тем более когда речь идет о правах непричастных к совершению преступления третьих лиц», — заявил Клювгант.
По данным «Радио Свобода», за шесть месяцев 2017 года в России по «экстремистским» статьям были осуждены 323 человека. Отмечается, что в Уголовном кодексе нет четкого правового определения слова «экстремизм», и часто суды под этим понимают критику властей и существующих порядков.