Американские ученые создали полиовирус, который борется с глиобластомой

Американские ученые из Университета Дьюка создали генетически модифицированный полиовирус, который позволяет продлить жизнь пациентам с глиобластомой.

Глиобластома — самая агрессивная и одна из самых распространенных опухолей мозга, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на журнал New England Journal of Medicine. На это заболевание приходится половина опухолей, возникающих в мозге.

Основной метод борьбы с глиобластомой — химиотерапия, лучевая терапия и хирургическое лечение. При этом пациенты живут не более 20 месяцев. Наибольшую опасность представляют рекуррентные опухоли, которые возвращаются после терапии. В случае рецидива человек живет не более года.

Ученые выяснили, что на поверхностях раковых клеток появляется избыток белка CD155. Когда белок связывается с полиовирусом, это приводит к полиомиелиту. Участники эксперимента создали непатогенную модификацию полиовируса — PVSRIPO. Его вводили через тонкую трубу в опухоль, препарат распознавал CD155 и провоцировал некроз раковых клеток без вреда для организма в целом.

В эксперименте участвовал 61 человек с рекуррентной формой глиобластомы. После терапии 21% пациентов прожили более трех лет. В группе из 104 человек с таким же заболеванием, которые лечились традиционным способом, столько прожить смогли только 4%. Кроме того, двое пациентов, которым шесть лет назад вводили PVSRIPO, до сих пор живы.

В сентябре 2017 года ученые в США установили, что вирус Зика полезен в лечении опухоли мозга, поскольку атакует не здоровые клетки, а те, что уже поражены глиобластомой.

Ранее израильские ученые сообщили, что смогли продлить жизнь пациентам с раком мозга, используя переменное электрическое поле. Суть разработки в том, что переменное электрическое поле, действуя на опухолевые клетки, начинает вызывать в них хаотические движения заряженных биологических макромолекул. Это препятствует нормальному ходу клеточного деления и запускает процесс клеточной гибели.