«Мы даже ковчег построить не можем»: как Забайкалье переживает самый мощный паводок за всю историю метеонаблюдений
Нетипичный для степного Забайкальского края месяц дождей привел к катастрофическим последствиям: начавшийся там паводок стал самым мощным за всю историю метеонаблюдений. Уровень воды в реке Чита поднялся на 405 сантиметров. 9 июля власти объявили по региону режим ЧС и открыли 13 пунктов временного размещения для пострадавших. В зону подтопления попали 29 населенных пунктов, разрушены порядка 40 мостов, в жилых домах было отключено электричество. Забайкальцы жалуются, что об опасности их не оповещали. Как развивалась хронология паводка, почему люди оказались не предупреждены о бедствии — в материале ТД.
«Поводов для паники нет»
В Забайкалье шутят: мы даже ковчег построить не можем, потому что кто-то вырубил весь лес. Действительно, наводнения для региона — редкость. Гораздо привычнее для местных жителей засуха и лесные пожары: каждую весну в Забайкальском крае горят сотни тысяч гектаров леса. Потому паводок стал для многих забайкальцев, и особенно для жителей Читы, шоком. Река Чита, в простонародье Читинка, которая, по словам местных, пересыхает, в этом году затопила несколько десятков придомовых территорий, где стояли автомобили жителей.
В городе подтопило 150 улиц. Спасателям пришлось помогать семьям с маленькими детьми и пожилым людям выбираться из дома на лодках под шутки о сибирской Венеции. «Мы, в сущности, сами не пострадали, залило только подвал нашей пятиэтажки. Отключили воду и свет, не могли даже покормить ребенка. Но нам повезло — мы на несколько дней переехали к родителям, а что делать тем, кому некуда пойти?» — рассказывает житель Читы Кирилл.
Руководству города пришлось перекрыть одну из дорог, ведущих в микрорайон Остров — его называют так из-за того, что он расположился между двух рек: Ингоды и Читинки. Последняя затопила пространство под железнодорожным мостом. Самому ему пока ничего не угрожает.
Паводок серьезно навредил дорожному сообщению в крае. Наиболее сложная ситуация сложилась в Тунгокоченском районе, где размыло проезд от федеральной трассы в сторону Вершино-Дарасуна, несколько населенных пунктов оказались отрезаны от цивилизации. В Шилкинском районе подмываемый рекой Кией железнодорожный мост начал рушиться в момент, когда по нему проходил товарный поезд. Машинисту чудом удалось спасти состав и вытянуть последние четыре вагона. 11 июля в ЗабЖД отчиталась о завершении восстановительных работ, на мосту вновь открыли движение.
«На автодорогах общего пользования Забайкальского края повреждены 37 мостов, из них 14 разрушены. Сохраняется перелив участка федеральной автодороги Р-297 «Амур» и участка внутригородской автодороги в Чите», — сообщили в пресс-службе правительства региона.
Жители жалуются, что часто не могут дозвониться до МЧС. «Спасатели помогают, но их недостаточно. Повезло тем, у кого есть свои лодки. Наши родственники в Шишкине скинулись по 500 рублей, чтобы заказать тяжелую технику и организовать насыпи: непосредственно жизни ничего не угрожает, но если люди лишатся скота и урожая, это все равно равносильно голодной смерти», — рассказывает забайкалец Евгений Мальцев.
В воде оказались также 30 дачных кооперативов в окрестностях Читы. Пенсионеров, живущих на дачах, не предупредили о затоплении. Утром 10 июля владельцев участков в микрорайоне Каштак эвакуировали из их домов спасатели на лодках.
Позже дачникам пришлось добираться до города пешком: ГИБДД перекрыла проезд общественного и частного транспорта из-за угрозы размытия опор автомобильного моста через реку Читу. Этот мост в итоге не уцелел. Как сообщили ТД в пресс-службе министерства территориального развития, 14 июля в воду рухнули два пролета и опоры моста.
Чуть выше по течению реки, в поселке Биофабрика, местные жители засняли плывущую по реке баню.
«Дети успели вовремя забрать меня с дачи накануне, друзья из Смоленки (деревня по соседству) им позвонили и рассказали, что вода идет, — рассказала ТД владелица дачи в районе Каштака, пенсионерка Александра Петрова. — Утром река вышла из берегов. Затопило все наши дома и картофельные поля, страшно подумать, с какими ценами на овощи столкнутся читинцы, у нас и так в магазинах цены дороже Москвы». В социальных сетях читинцы жалуются на рост цен на бутилированную воду — если раньше литр стоил порядка 30 рублей, сейчас за него просят 100.
Паводок стал причиной и серьезных экологических последствий. Министр сельского хозяйства Владимир Лоскутников сообщил, что за сутки только в Чите обнаружено порядка 280 трупов животных. Свалки, окружающие город, из-за подтопления оказались размыты. «Чита перестает тонуть в воде, а теперь тонет в мусоре», — сетуют местные.
Стихийное бедствие породило волну фейк-ньюс. Так, тысячи репостов в социальных сетях набрало сообщение о прорыве дамбы и идущем шквале воды. Данные, впрочем, расходятся: утверждают, что дамбы прорвало в Смоленке, Вершино-Дарасуне, Илиме. В МЧС спешат успокоить: эти сообщения не соответствуют действительности хотя бы потому, что таких дамб нет в природе.
Власти региона стараются успокоить население. Впрочем, многие воспринимают слова губернатора Натальи Ждановой об отсутствии поводов для паники как издевку. «Никаких поводов для паники, тем более истерии, нагнетании страстей, абсолютно, нет. Ситуация находится под серьезным, плановым, а не стихийным контролем. Необходимое количество пунктов временного размещения мы создали. Тех людей, которых нужно эвакуировать — эвакуируем», — заявила Жданова.
Паводок на реке Чита стал самым сильным с 1936 года — то есть с начала истории наблюдений, сообщили в Читинском гидрометцентре. Уровень воды составил 405 сантиметров. До этого последнее крупное наводнение было в 1991 году, тогда уровень воды в реке поднимался до 379 сантиметров.
Уже 10 июля в забайкальском Гидрометцентре сообщили, что пик паводка пройден, однако прогноз синоптиков до сих пор не утешает: 16 июля из Монголии идет новый циклон. Подъем воды продолжается на реках Шилка, Ингода, Витим, Амур и Онон.
Оповещение опоздало
Главная претензия забайкальцев к власти — население должным образом не оповещали. Жительница Шилки Татьяна утверждает, что предупреждения о наводнении не было — жители вынуждены были спасать свои вещи и скот, пока прибывала вода, что произошло в течение часа. «Поврежденное имущество приходит описывать комиссия. Требуют подписать бумаги, что оповещение было, что мы были предупреждены. Я подписывать отказалась. Кое-кто согласился, вроде бы испугались, что иначе никаких компенсаций не будет вовсе», — рассказывает женщина.
Видео снял священник Александр Тылькевич. Сейчас он занимается помощью пострадавшим в Шилкинском районе.
Как свидетельствуют сразу несколько опрошенных ТД читинцев, ежедневные смс от МЧС жителям города стали приходить уже тогда, когда вода оказалась в городе.
В администрации Читы признали, что оповещение было произведено плохо. «Достаточно большое количество читинцев были силами МЧС, силами полиции предупреждены и заранее покинули свои домовладения. К сожалению, этого было недостаточно, потому что особенно по дачным кооперативам приходилось в том числе с использованием плавсредств вынимать людей с крыш», — сказал журналистам и.о. руководителя городской администрации Читы Максим Курьянов.
На жалобы читинцев обратили внимание в Госдуме. По инициативе депутата ГД от «Справедливой России» Дмитрия Ионина нижняя палата парламента запросит у МЧС о соблюдении властями Забайкальского края и города Читы закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Сообщения о плохом информировании проверят и в правоохранительных органах. На сайте регионального управления Следственного комитета говорится, что в ближайшее время ведомство займется «установлением масштабов ущерба, причиненного стихийным бедствием». Кроме того, следователи «дадут правовую оценку действиям должностных лиц по своевременному оповещению населения», а также организации эвакуации и обеспечения сохранности имущества от мародеров.
Раздражение растет
Страх перед мародерством стал причиной отказов от эвакуации. Полиция действительно уже зафиксировала несколько случаев задержания людей, наживающихся на затоплении. В МЧС настоятельно призвали жителей региона «проявлять благоразумие и сознательность» и в случае приближения воды к домам следовать в пункты временного размещения, взяв с собой ценные вещи и документы.
«Люди (спасатели) приходили к гражданам, приглашали на эвакуацию, предупреждали, что будет наводнение, здесь были сотрудники, оповещали, стучались, но наш народ доблестный на авось… Сидят сейчас граждане на вторых этажах, не хотят уезжать», — заявил порталу Чита.ру глава железнодорожного района Читы Юрий Коноплев.
Озлобленность читинцев на власть подогрел еще и тот факт, что в самый разгар паводка мэр Анатолий Михалев официально находился в отпуске, а руководитель администрации Олег Кузнецов — в командировке. В какой именно, впрочем, так и осталось неизвестным. И Михалев, и Кузнецов вышли на работу только 12 июля.
Не успев выйти, мэр тут же оказался в центре скандала. В районе поселка Биофабрика местные жители перегородили дорогу нескольким самосвалам с грунтом. Возмущенные жители решили, что так Анатолий Михалев пытается спасти свою собственную дачу, в то время как остальные участки продолжают находиться под угрозой. Михалев не стал отрицать, что участок в Биофабрике у него действительно есть. Однако машины, как он утверждает, следовали в сторону дамбы, которую глава Читы якобы распорядился укрепить от подтопления два дня назад, когда вода начала подступать.
Больным вопросом остается тема компенсаций, на которую рассчитывают пострадавшие забайкальцы. В качестве первой помощи краевое правительство распорядилось выделить по 10 тысяч рублей на каждого пострадавшего члена семьи.
Как сообщает портал Чита.ру, Наталья Жданова во время посещения одного из подтопленных регионов попросила кого-нибудь из «старого поколения людей» на камеру «сказать спасибо» государству за эти деньги. «Сейчас только ленивый из утопленников или затопленников, как правильно сказать, не орет: » Что я на эти деньги сделаю?» Для меня, например, и 10 тысяч на дороге не валяются. Кто-то остался из старых затопленников? Мы сейчас сделаем сюжет. Чтобы люди другие знали, что это хорошую меру поддержки государство осуществляет. Ну, в разумных каких-то пределах. Понятно, что не по миллиону», — цитируют Жданову журналисты.
12 июля замминистра финансов края Дмитрий Семенов пообещал дополнительные выплаты: 50 тысяч рублей тем, чье имущество пострадало частично, и 100 тысяч рублей тем, кто полностью лишился имущества первой необходимости.
По данным МЧС Забайкалья за 16 июля, вода ушла из 558 жилых домов, более тысячи приусадебных участков, порядка 28 придомовых территорий и 312 дачных участков. Сотрудники ведомства контролируют обстановку в 24 населенных пунктах, где подтопленными остаются 173 жилых дома, более 700 приусадебных участков и порядка двух тысяч дач. Энергетики отчитались о том, что за выходные восстановили электроснабжение всех многоквартирных домов, которые пострадали во время паводка в Чите. Дома в частном секторе, откуда вода еще не ушла, пока отключены от коммуникаций.
Журналист «Коммерсанта» специально для «Таких дел»
В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам