Доконтактная профилактика: появится ли в России новый способ победить эпидемию ВИЧ?
В 2012 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) впервые рекомендовала новый способ борьбы с распространением ВИЧ-инфекции — доконтактную профилактику (ДКП). С тех пор эту меру в том или ином виде внедрили у себя более 65 стран мира. В июле 2018 года директор российского Федерального центра СПИДа академик Вадим Покровский сообщил о получении финансирования пилотной программы ДКП в нашей стране. На недавней международной конференции по СПИДу в Нидерландах Покровский подтвердил эти планы, но отказался говорить о деталях — по его словам, программа еще находится в стадии активной разработки. По всей видимости, она будет анонсирована к 1 декабря, Всемирному дню борьбы со СПИДом.
«Такие дела» разобрались, что такое ДКП, какие у нее преимущества и недостатки и приживется ли новый способ профилактики ВИЧ в России.
Что такое доконтактная профилактика
Доконтактная профилактика (еще ее называют ПрЕП, от английского PrEP — Pre-exposure Prophylaxis) — это те же антиретровирусные препараты, которые используются для лечения ВИЧ-инфекции, когда их принимает ВИЧ-отрицательный человек, они предотвращают заражение вирусом. Свое название ДКП получила по аналогии с давно используемой постконтактной профилактикой (ПКП, англ. PEP — Post-exposure Prophylaxis). Чаще всего ее принимают медработники, работающие в небезопасных условиях, также ее используют в случае сексуального насилия, хотя возможен и прием после незащищенного секса с партнером с неизвестным ВИЧ-статусом.
Исследования показывают исключительную эффективность доконтактной профилактики ВИЧ: например, в калифорнийской программе ДКП в ходе пятилетнего наблюдения за 5 тысячами человек не было зафиксировано ни одного случая передачи инфекции.
Сегодня главный препарат для ДКП в мире — «Трувада» (содержит вещества тенофовир и эмтрицитабин) производства Gilead Sciences и его дженерики (аналоги) других производителей. В феврале этого года ВОЗ официально одобрила для профилактики еще одно сочетание препаратов — тенофовира и ламивудина, это может значительно удешевить стоимость ДКП во многих странах.
Для кого предназначена профилактика
ВОЗ рекомендует ДКП всем людям с повышенным риском заражения ВИЧ — в их числе мужчины и женщины, имеющие ВИЧ-положительного партнера, геи, трансгендерные люди, потребители инъекционных наркотиков, секс-работники, заключенные. В большинстве случаев рекомендуется ежедневный прием ДКП, но в некоторых ситуациях возможен прием «по необходимости»: две таблетки за сутки до «рискованной ситуации» (то есть секса), одна таблетка через 24 часа после первой и еще одна — через 48 часов.
Согласно рекомендациям ВОЗ, идеальный план приема ДКП выглядит так: человек, осознав свой риск заразиться ВИЧ, приходит к врачу за консультацией. Тот отправляет пациента на обязательные анализы: ВИЧ, гепатит В, инфекции, передающиеся половым путем (ИППП), и проверку функции почек; при отсутствии гепатита В рекомендует прививку. Далее человек приобретает препараты (в некоторых странах — за счет страховых компаний или государства, но чаще сам) и принимает их ежедневно или по необходимости. Каждые несколько месяцев он продолжает делать анализы на ВИЧ и ИППП, при выявлении ВИЧ профилактический прием прекращается и начинается лечение ВИЧ-инфекции, при обнаружении ИППП они своевременно лечатся по стандартным рекомендациям.
Чем доконтактная профилактика лучше презервативов
Это сложный вопрос. Исследования показывают, что эффективность доконтактной профилактики для защиты от ВИЧ как минимум не уступает эффективности презервативов или даже превышает ее. С другой стороны, презервативы защищают и от иных инфекций, передающихся половым путем, а также, если речь о гетеросексуальных контактах, от незапланированной беременности. «Безусловно, с широким использованием ДКП распространенность ИППП увеличивается, — говорит специалист по адвокации “Восточноевропейского и центральноазиатского объединения людей, живущих с ВИЧ”, Артем Голобоков. — Но нужно помнить, что гонорея, сифилис, хламидиоз лечатся с помощью антибиотиков, гепатит лечится сложнее, но тоже лечится. ВИЧ же на сегодняшний день требует пожизненной терапии».
Презервативы — очень надежное средство защиты от ВИЧ, при правильном использовании их эффективность больше 90%. Но правильно и регулярно их применяют далеко не все люди, имеющие высокий риск инфицирования. Кроме того, при использовании наркотиков и сексе со случайными партнерами о презервативах часто не вспоминают. Прием ДКП в такой ситуации станет, по-видимому, самым эффективным способом профилактики.
ВОЗ формулирует свою позицию по этому вопросу аккуратно: «ДКП не должна заменять или вытеснять эффективные и широко используемые меры профилактики ВИЧ-инфекции, такие как комплексные программы по использованию презервативов…» Очевидно, оптимальным решением — и, возможно, путем к полной победе над эпидемией — стал бы широкий доступ для каждого, кто в этом нуждается, ко всем существующим средствам профилактики ВИЧ-инфекции, включая презервативы и ДКП.
Что мешает использованию ДКП
ДКП — относительно новый способ профилактики ВИЧ и нередко вызывает споры. Часть активистов находит неэтичным предоставлять АРВ-препараты для профилактики при наличии других способов предотвращения заражения — особенно в условиях, когда к этим препаратам имеют доступ далеко не все, кто уже сейчас нуждается в лечении. Сторонники ДКП отвечают, что это не вопрос выбора между лечением и профилактикой, напротив, вложение денег в профилактику позволит ограничить распространение инфекции и, таким образом, снизить количество нуждающихся в лечении.
ДКП не защищает от передачи инфекций, передаваемых половым путем, и гепатита В. Поэтому при приеме ДКП рекомендуется сделать прививку от гепатита, регулярно сдавать тесты на ИППП и при необходимости сразу же проходить курс лечения.
Еще одна проблема с ДКП типична для современной медицинской науки — это недостаточность исследований с участием женщин. Хотя ДКП рекомендована для всех людей с повышенным риском инфицирования, исследований с участием женщин на сегодня проведено значительно меньше, чем с участием мужчин, остаются вопросы о дозировках препарата и режиме приема.
Наконец, так как именно «Трувада» стала первым одобренным препаратом для ДКП, иногда возникают подозрения в лоббировании этого вида профилактики производителем препарата. Голобоков с этим не согласен: «В ряде стран у “Трувады” есть генерические формы: Tenvir-EM (Cipla), Tavin-EM (Emcure), Tenof EM (Genx [Hetero Healthcare]) и другие. Одновременно с этим в странах Европы развиваются программы внедрения более дешевых аналогов. На мой взгляд, говорить, что Gilead Sciences лоббирует использование ДКП, опрометчиво, хотя сейчас, безусловно, наибольшую выгоду получают именно они».
Есть ли у новой профилактики будущее в России
Сегодня в России нет протоколов, которые бы регламентировали использование ДКП. Но среди жителей крупных городов, и в первую очередь мужчин-геев, есть те, кто самостоятельно или после неформальной консультации дружественных врачей приобретает препараты для доконтактной профилактики и с большей или меньшей регулярностью принимает их. Оценить их число невозможно, но специалисты из ВИЧ-сервисных и ЛГБТ-организаций говорят, что речь идет максимум о нескольких сотнях человек на всю страну.
Антиретровирусные препараты можно приобрести относительно легко: формально они продаются по рецепту, но в Москве и Санкт-Петербурге рецепт часто не спрашивают. В других регионах аптек, где можно купить эти лекарства, намного меньше и люди чаще всего заказывают их в интернете. 46-летний житель Москвы, периодически принимающий ДКП, рассказал «Таким делам», что именно стоимость препаратов чаще всего становится препятствием для их использования: месячная упаковка «Трувады» в Москве стоит около 15 тысяч рублей, а более дешевые дженерики в интернет-аптеках обойдутся в 3—4 тысячи. Кроме того, о таком способе профилактики мало актуальной информации — собеседник «Таких дел» узнает последние новости о ДКП из специализированных англоязычных источников.
По словам врача-инфекциониста Татьяны Виноградовой, заместителя главврача Санкт-Петербургского центра СПИДа, последние опросы показывают, что только 10% представителей целевых групп знают хоть что-то о ДКП. По мнению Виноградовой, внедрение ДКП требует решения и множества формальных вопросов: нужно определить, в каком учреждении и какой врач будет назначать ДКП (венеролог, эпидемиолог или инфекционист), и определить, за счет каких средств будет проходить прием. Кроме того, в инструкциях к препаратам, зарегистрированным сегодня в России, не прописана возможность использовать их для профилактики — впрочем, говорит врач, такие изменения к инструкциям скоро должны появиться.
Кирилл Барский, руководитель программ московского фонда «Шаги», много лет работающий с ВИЧ-положительными людьми, отмечает, что при разработке программы доконтактной профилактики в России следует обратить особое внимание на приверженность — соблюдение всех предписаний врача, правильный и своевременный прием препаратов. Недостаточная приверженность лечению может привести не только ко множеству тяжелых побочных реакций вплоть до смерти пациента, но и стать причиной появления новых, не поддающихся лечению форм инфекционных заболеваний.
Когда человек принимает профилактический препарат хаотично, эффективность лекарства значительно снижается. Если в это время человек инфицируется ВИЧ и продолжает так же хаотично принимать лекарство, то с большой вероятностью вирус приобретет резистентность к данному препарату.
Эффективных медикаментов для лечения такого пациента становится гораздо меньше — как и для тех, кого он может заразить этим штаммом вируса.
Минздрав официально говорит, что около 30% пациентов с ВИЧ не привержены лечению – а ведь это люди, знающие, что от правильного лечения напрямую зависит жизнь. Если говорить о ВИЧ-отрицательных, то с приверженностью еще сложнее. В идеале нужно начинать подготовку к программам ДКП со 100% покрытия всех ВИЧ-позитивных антиретровирусной терапией, с фундаментальной работы над развитием приверженности. Дальше — смотреть распространенность ИППП и употребления химически активных веществ среди целевых групп, оценить, какая нужна материальная база. Потом — начать широкомасштабную работу по приверженности с включением консультаций врача и регулярной сдачи анализов. Лишь тогда можно будет говорить о массовом внедрении программы ДКП, а до этого она может привести к массовому распространению резистентности вируса и увеличить страх в отношении к терапии при ВИЧ
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Помочь нам