Представители религиозной организации «Свидетели Иеговы» заявили в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) требования о компенсации за нарушение прав на шесть миллиардов рублей. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Деятельность «Свидетелей Иеговы» признана экстремистской Верховным судом РФ, а собственность религиозной организации передали в пользу государства. В мае ЕСПЧ коммуницировал 395 обращений религиозных общин — они пожаловались на дискриминационный запрет их деятельности и нарушение права на справедливое судебное разбирательство. Также последователи «Свидетелей Иеговы» считают, что российские власти нарушили права на свободу мысли, совести и религии, на свободу собраний и объединений.
Основным требованием иеговистов к России является возврат конфискованной недвижимости. Общая сумма компенсаций по жалобам верующих составляет около 79,1 миллиона евро. Это в пять раз больше суммы всех присужденных ЕСПЧ в 2017 году компенсаций по российским делам и в десять раз больше ежегодных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2018–2020 годы на выплату компенсаций по решениям ЕСПЧ.
Представитель России в ЕСПЧ, заместитель министра юстиции РФ Михаил Гальперин попросил суд предоставить дополнительную отсрочку на три месяца для подготовки замечаний по размеру компенсаций. Он объяснил это большим количеством заявителей и объемом документации. Европейский суд удовлетворил просьбу, дав срок до 7 декабря.
В марте информационно-аналитический центр «Сова» представил доклад, в котором отмечается, что запрет организации «Свидетели Иеговы» стал самой масштабной репрессивной акцией по отношению к верующим за весь постсоветский период. В центре отмечают, что «это решение поставило несколько десятков тысяч российских граждан под угрозу уголовного преследования за продолжение исповедания своей религии, лишило сотни общин их имущества».
Европейский суд по правам человека за последние 20 лет взыскал с России почти два миллиарда евро компенсаций. Чаще всего ЕСПЧ приходил к выводу, что Россия нарушала право на справедливый суд, статью конвенции о запрете пыток и бесчеловечного отношения, право на свободу и личную неприкосновенность, право на жизнь и право на собственность.
Постановления Европейского суда по правам человека носят обязательный характер. Несмотря на это, в 2015 году Конституционный суд России провозгласил приоритет Конституции над решениями ЕСПЧ. При этом ст. 15 п. 4 существующей Конституции 1993 года гласит: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».