Суд Кабардино-Балкарии отпустил под домашний арест активиста, обвиняемого в хранении наркотиков
Верховный суд Кабардино-Балкарии отпустил под домашний арест черкесского активиста Мартина Кочесоко, обвиняемого в хранении наркотиков, сообщает «Кавказский узел».
Информацию о смягчении меры пресечения Кочесоко подтвердил «МБХ медиа» общественник Аслан Бешто, который присутствовал на суде. Несколькими днями ранее суд отправил Кочесоко в СИЗО на два месяца.
Руководитель черкесской общественной организации «Хабзэ» Кочесоко обвиняется в хранении 263 граммов марихуаны. Кочесоко утверждает, что наркотики были ему подброшены, а признательные показания он был вынужден дать под давлением силовиков.
Кочесоко был задержан 7 июня: его машину остановили сотрудники ГИБДД, после чего подбежали сотрудники СОБРа и Центра «Э», которые повалили активиста на землю и нашли у него в одежде и автомобиле марихуану.
МВД по Кабардино-Балкарии в ответе на запрос «РИА Новости» заявило, что в машине у активиста обнаружен пакет с 263,4 грамма марихуаны, на пакете были следы рук подозреваемого, в смывах с его рук также выявлены наркотические вещества. По словам полицейских, Кочесоко признал вину в присутствии защитника.
Представители ОНК, посетившие Кочесоко в СИЗО Нальчика 12 июня, рассказали «Кавказскому узлу», что вины он не признает.
Сторонники Кочесоко считают, что его преследование связано с его общественной деятельностью. Как сказано в петиции в поддержку активиста, задержанию предшествовало давление со стороны властей и рекомендации снизить гражданскую активность.
Мартин Кочесоко является одним из лидеров черкесского движения, выступающего за сохранение черкесской идентичности на основе хабзэ — традиционной адыгской этико-философской доктрины, включающей честь, почитание старших и множество других элементов. Кочесоко много высказывался на острые для общества темы: например, критиковал отношение российских властей к черкесским репатриантам и принятый в 2018 году закон о добровольном изучении родных языков.
22 июня в Махачкале полиция задержала 10 журналистов, участвовавших в пикете в поддержку коллеги из издания «Черновик» Абдулмумина Гаджиева, арестованного по подозрению в финансировании терроризма. Гаджиев отрицает все обвинения. 21 июня три дагестанские газеты — «Черновик», «Новое дело» и «Свободная республика» — вышли с одинаковыми обложками «Я/Мы Абдулмумин Гаджиев». Редакция «Черновика» указывает, что дело журналиста построено на показаниях одного человека, который в суде заявил, что дал признания под пытками, и извинился за это перед Гаджиевым.
Журналисты Дагестана сравнивают дело Гаджиева с делом московского спецкора Ивана Голунова. Голунова задержали днем 6 июня, его обвинили в покушении на незаконный сбыт наркотиков. 8 июня суд отправил его под домашний арест на два месяца. Журналистское сообщество по всей стране посчитало уголовное дело сфабрикованным. Коллеги Голунова с 7 июня устраивали одиночные пикеты в разных городах. 11 июня МВД решило прекратить уголовное дело против Голунова «в связи с недоказанностью его участия в совершении преступления».