ЕСПЧ получил от россиянок около сотни жалоб на домашнее насилие; Минюст сообщал о шести
Европейский суд по правам человека получил от гражданок России около сотни жалоб на домашнее насилие, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на избранного от РФ судью ЕСПЧ Дмитрия Дедова.
При этом 9 июля в пресс-службе Минюста РФ информагентству ответили, что за предыдущие восемь лет в ЕСПЧ поступило только шесть сообщений о домашнем насилии от россиянок: «По состоянию на 9 июля 2019 г. на рассмотрении ЕСПЧ находятся шесть аналогичных жалоб, поданных в период с 2010 по 2018 годы», — заявили тогда в ведомстве.
9 июля ЕСПЧ вынес первое решение по иску о домашнем насилии в России. Суд признал бездействие российских властей в борьбе с бытовым насилием. Заявительницей выступила жительница Ульяновска Валерия Володина, которая с 2016 года писала обращения в полицию на избивавшего ее молодого человека. Не добившись защиты, она была вынуждена покинуть страну.
ЕСПЧ постановил, что российские власти нарушили Конвенцию о запрете пыток и бесчеловечного обращения, а также запрете дискриминации. Он обязал Россию выплатить Володиной 25 875 евро, из которых 20 тысяч — в качестве компенсации морального вреда, остальное — за судебные издержки.
Как говорится в решении суда, то, что пока ни один проект закона о борьбе с домашним насилием в России не был принят, а также не были введены охранные ордеры, «показывает, что российские власти не признают серьезность и масштабность проблемы домашнего насилия и дискриминационный эффект, которое оно оказывает на женщин». ЕСПЧ предложил Правительству РФ ответить на вопросы о наличии системной проблемы или структурном дефекте законодательства в области защиты пострадавших от домашнего насилия.
Суд также опубликовал коммуникацию еще четырех жалоб о домашнем насилии в России. Это может стать началом процедуры «пилотного решения»: если ЕСПЧ поддержит заявительниц, тогда он сможет предложить России список мер по изменению законодательства и поставить срок их принятия.
Одна из заявительниц — Маргарита Грачева, жительница Подмосковья, муж которой из ревности отрубил ей кисте обеих рук. Как считает адвокат Мари Давтян, представляющая интересы Грачевой в ЕСПЧ: «Жалобы заявительниц объединяет то, что национальные власти не проводили эффективное расследования сообщений заявительниц о домашнем насилии, не применяли мер защиты потерпевших, несмотря на то, что здоровью и жизни женщин угрожала опасность. Тем самым государство демонстрировало невозможность правовой защиты жертв домашнего насилия на практике».
По данным исследований, 39% россиян считают актуальной проблему насилия в семье. При этом 61% убеждены, что любое физическое насилие в семье недопустимо, 28% — возможно, но только для детей в воспитательных целях. 7% считают, что это простительно, если произошло «сгоряча», 6% полагают, что иногда шлепнуть или ударить жену, мужа или ребенка допустимо и даже полезно. Каждый десятый убежден в том, что принуждение жены к сексу не является изнасилованием.