Шеф-редактор ЛГБТ-сайта «Парни ПЛЮС» Виталий Беспалов и один из сотрудников ЛГБТ-группы «Выход» получили электронные письма от гомофобного движения «Пила». В письмах требуют, чтобы активисты нашли и убили Максима Лапунова — первого человека, рассказавшего о пытках в одной из секретных тюрем для гомосексуалов в Чечне. В противном случае получателей письма самих угрожают «ликвидировать» до конца 2019 года.
Ранее письма с угрозами получали другие представители российского ЛГБТ-сообщества. «Такие дела» спросили активистов, как они относятся к анонимным угрозам и как полиция реагирует на их жалобы.
Виталий Беспалов
Шеф-редактор ЛГБТ-сайта «Парни ПЛЮС»
27 августа я направил электронное обращение о преступлении в МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, мне пришло уведомление, что оно получено. Усиливать меры безопасности [в связи с угрозами] я не планирую. Мне сложно представить, как я могу их усилить. Надеюсь, что это просто запугивание. Но знать точно, что это такое, я не могу.
Василий Романов
PR-менеджер ЛГБТ-инициативной группы «Выход»
Письма «Пилы» выглядят как попытка манипулировать активистами и запугать сообщество. То, что делают их авторы, попадает под определение «речей ненависти» и может быть опасным для всех ЛГБТ-людей в свете гомофобии в обществе. Надеемся, это подстегнет полицию в эффективном расследовании дела в отношении «Пилы».
Все сотрудники «Выхода» очень хорошо проинформированы и проинструктированы о правилах безопасности, все-таки мы не первый год работаем. Во-вторых, повлиять на жизни активистов, изменить ее и есть цель так называемой «Пилы», точнее того или тех, кто ею прикрывается. Не стоит переоценивать степень [потенциальной] физической опасности. Посеять страх и разжечь ненависть — вот что реально пытается «Пила».
Андрей Петров
Руководитель ЛГБТ-группы «Стимул»
Мы выражаем глубокую обеспокоенность по поводу новых писем российским ЛГБТ-активисткам и активистам с угрозами. В сложившейся ситуации уже не важно, существует ли подобное объединение («Пила». — Прим. ТД) в действительности или нет, важен факт того, что в России остаются безнаказанными подобные преступления. Мы считаем недопустимыми любые угрозы в адрес людей по причине их принадлежности к сообществу или защиты прав представителей ЛГБТ-сообщества.
В «Стимуле» со всей серьезностью относятся ко всем угрозам и принимают необходимые меры. Сам я стараюсь чаще бывать в местах, где много людей, и не ходить по тихим улицам.
Светлана Захарова
Менеджерка по коммуникациям Российской ЛГБТ-сети
Информация о проекте «Пила» появилась еще прошлой весной. Мы неоднократно пытались найти кого-то, кто пострадал напрямую от действий этой «группы», но не смогли найти ни одного подтвержденного случая. Мы склонны считать, что «Пила» — это инструмент запугивания. И, к сожалению, их работа очень эффективна, многие по-настоящему напуганы.
Мне кажется, что основной груз ответственности за происходящее лежит на правоохранительных органах, которые не прилагают никаких усилий, чтобы найти и наказать тех, кто стоит за созданием этого «проекта». Заявления с требованием найти и наказать виновных подавались неоднократно, более 300 человек написали нам, что обращались в Генпрокуратуру, ФСБ и Следственный комитет, и приложили номера обращений. Пока что все эти люди не получили ничего, кроме отписок.
Дополнительные меры по обеспечению безопасности в связи с новой серией угроз от «Пилы» мы вводить не планируем.
21 июля в Санкт-Петербурге была жестоко убита Елена Григорьева, которая защищала права гомосексуалов, поддерживала антивоенное движение и выступала против пыток. 1 июля на сайте гейхантерского движения «Пила» появились данные девятнадцати ЛГБТ-активистов со всей страны, в том числе Григорьевой, и обещание подарить этим людям «опасные и очень жестокие подарочки». 17 июля сайт «Пилы» был в очередной раз заблокирован. «Такие дела» побеседовали с другими участниками списка.