Карельский депутат: РВИО не имело разрешения на раскопки в урочище Сандармох
Депутат Законодательного собрания Карелии Эмилия Слабунова заявила, что Российское военно-историческое общество (РВИО) фактически признало незаконными раскопки в урочище Сандармох, которые были в 2018 году. Она сослалась на отчет РВИО об итогах экспедиции, сообщает «МБХ медиа».
В отчете общество указало, что одной из задач экспедиции было «определение границ территории объекта культурного наследия». Слабунова заявила, что у РВИО нет таких полномочий, что говорит о незаконности экспедиции.
Также документ подтверждает, что у общества было разрешение только на поисковые работы, а разрешение на археологические работы в отчете не упоминается.
В месте массового захоронения жертв политических репрессий «Сандармох» РВИО искало останки финских военнопленных, погибших во время Великой Отечественной войны. Это вызвало возмущение у родственников жертв репрессий. Они написали открытое письмо. Слабунова и петербургский «Мемориал» обращались в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность раскопок в урочище.
Управление по охране объектов культурного наследия Карелии просило Минкульт РФ изменить в Едином реестре объектов культурного наследия сведения о захоронении «Сандармох» с «памятника истории» на «достопримечательное место». В этом случае там можно было бы вести земляные работы и строительство. Минкульт в этой просьбе отказал, так как нельзя пересматривать статус без проведения государственной историко-культурной экспертизы.
В августе 2019 года Российское военно-историческое общество приступило к новым раскопкам в урочище. Глава НИЦ «Мемориал» Ирина Флиге выражала несогласие с действиями общества и говорила, что в Сандормохе «совершается преступление».
«Захоронению наносится чудовищный урон: происходит уничтожение и надругательство над памятником истории и над самой памятью о расстрелянных здесь людях. Расстрельные ямы — братские могилы жертв советского террора — несут в себе достаточно много информации, которая при раскопках такого рода безвозвратно утрачивается», — комментировала она «Таким делам».