Минздрав: родителей пациентов онкоцентра имени Блохина просили покупать бесплатные лекарства
Директор департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава Елена Байбарина на пресс-конференции прокомментировала информацию о том, что родители пациентов покупали бесплатные лекарства, а фонд «Настенька» якобы замешан в махинациях с оплатой операций.
«Проверка фонда “Настенька” не входила в функции комиссии, его проверял институт. У меня есть заявления от сотрудников о том, что после увольнения врачей к ним пришли родители и сказали, что их просили на свои деньги закупать лекарства. Этой практики сейчас нет», — сказала она, уточнив, что у нее есть заявление от одного из заведующих отделением.
Обвинения в адрес «Настеньки» высказало руководство онкоцентра. В интервью «Комсомольской правде» собеседники заявили, что фонд оплачивал операции по пересадке костного мозга, которые можно было оплатить из бюджета. Директор онкоцентра Иван Стилиди утверждает, что в отделении трансплантации могут выполнять до 70 операций в год, но на квоту в Минздрав поступало 20 заявок — остальные операции оплачивал фонд.
«Хотя мы могли справиться сами, просто вовремя подавая заявки на квоты и получая деньги на операции от государства. Вместо этого создавалась истерия, что вот лечить не на что, давайте соберем всем миром. Отмечу, что в благотворительных фондах нет ничего плохого. Все с ними работают, и это большое подспорье. И я за, и все за то, чтобы они работали там, где это необходимо. Но здесь оказалась скрытая часть айсберга», — сказал Стилиди.
Начальник отдела организации оплаты труда Анастасия Кукушкина рассказала, что фонды закладывают оплату работы врачей в своей смете, и, по ее словам, зарплаты в них в несколько раз выше стандартов Минздрава.
«При этом благотворительный фонд “Настенька”, который активно сотрудничал с детским Институтом, им руководил сам Менткевич. То есть фактически он привлекал средства граждан, из которых сам платил себе и своим товарищам. Вот так», — сказала она.
Стилиди добавил, что детей для исследования функций сердца отправляли в другое учреждение, это стоило 5,8 тысячи рублей — он назвал это «непонятной деталью». По словам руководителя детского подразделения Светланы Варфоломеевой, стало известно, что лекарства для лечения лейкоза, которых нет в России, родители закупали сами.
«Я впервые такое вижу, потому что во всех других клиниках их предоставляет бесплатно фонд “Подари жизнь”. Только у него есть лицензия на закупку и ввоз в РФ этих препаратов. Как и где родители их покупали сами? Как хранили? И, главное, каким образом купленные непонятно где лекарства вводились в отделение — вообще загадка», — сказала она.
Бывший замдиректора НИИ Максим Рыков еще в начале октября отвергал обвинения в адрес еще одного замдиректора Георгия Менткевича, сообщает Vademecum.
«Георгий Людомирович не имел никакого отношения к финансовой составляющей фонда. Он, как заместитель директора НИИ и заведующий отделением трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, никогда не участвовал в формировании объема квот, которые выделялись на год, так как данный вопрос находился в компетенции руководства центра», – заявил Максим Рыков.
Сам Менткевич объяснил, что фонд «Настенька» не имеет отношения к количеству платных трансплантаций — эти вмешательства оплачивал фонд Константина Хабенского.
«Брать большее количество квот на год является чрезвычайно опасным, так как, если не выполнишь их, онкологический центр должен будет вернуть в Минздрав неосвоенные деньги. Мы делаем 50 трансплантаций в год, 28 из них — по квотам, остальные оплачиваются через благотворительные фонды», — сказал Менткевич.
На той же пресс-конференции Елена Байрабина сообщила, что комиссия Минздрава нашла нарушения в работе Национального медицинского исследовательского центра онкологии имени Блохина в 2018 и 2019 годах. Что это были за нарушения, она не уточнила, но заявила, что они серьезные и требуют скорейшего устранения.
Благотворительные фонды, которые работали с окноцентром имени Блохина, собираются выпустить совместное заявление. «Такие дела» следят за ситуацией.