На сайте Совета Федерации опубликовали текст законопроекта о профилактике семейно-бытового насилия.
Совфед приглашает к дискуссии всех, кто хочет участвовать в доработке документа. «Будем признательны за конкретные предложения по корректировке статей проекта закона», — говорится в публикации.
Проект закона дополнительно будет направлен в общественные организации, в том числе в те, которые выступают категорически против его принятия.
Под защиту документа попадают лица, подвергшиеся семейно-бытовому насилию, — физическому, психологическому или имущественному. В их числе не только супруги, бывшие супруги и те, кто имеют общих детей, но и близкие родственники, а также совместно проживающие и ведущие хозяйство «иные лица».
29 ноября стало известно, что в финальный вариант законопроекта включили пункт о примирении жертвы насилия и агрессора. По замыслу авторов предложения, «содействовать примирению сторон» будут НКО и общественные организации, занимающиеся профилактикой домашнего насилия. С нарушителем будет проводиться индивидуальная работа, чтобы выяснить и устранить причины насилия.
Соавтор законопроекта, правозащитница Алена Попова раскритиковала данное предложение, назвав его исполнение невозможным. «Говорить о примирении сторон в случае домашнего насилия — это вообще за гранью, это означает отсутствие понимания, что такое домашнее насилие. Нельзя относить его к семейному конфликту», — сказала Попова.
В профилактике домашнего насилия должны участвовать полиция, прокуратура, общественные организации, омбудсмены, органы власти, медицинские и другие учреждения. Все эти ведомства будут не только бороться с последствиями насилия, но и предупреждать его. Если уголовное дело возбуждено, но насилие продолжается или есть угроза его повторения, жертва вправе рассчитывать на всестороннюю защиту.
Для потенциальных нарушителей предусмотрены профилактические беседы, помощь в социальной адаптации, профилактический учет, защитные предписания, в том числе судебные, и другие меры.
Законопроект предусматривает конфиденциальность как жертвы, так и агрессора.
В документ также внесено понятие «преследование». Это «неоднократные угрожающие действия, направленные на пострадавшего вопреки его воле, выражающиеся в поиске пострадавшего, ведении устных, телефонных переговоров, вступлении с пострадавшим в контакт через третьих лиц либо иными способами, посещении места работы, учебы пострадавшего, а также места его проживания, в том случае, если пострадавший находится не по месту совместного проживания с нарушителем».