Власти Москвы объявили аукцион по изъятию радиоактивных отходов со склона у Юго-Восточной хорды, эксперт раскритиковал проект
Департамент Москвы по конкурентной политике объявил аукцион по контролю, изъятию и транспортировке радиоактивных отходов и радиоактивно загрязненного грунта с участка возле Московского завода полиметаллов, где планируется строительство Юго-Восточной хорды. Физик-ядерщик Андрей Ожаровский в беседе с «Такими делами» раскритиковал эффективность мероприятий, указанных в техзадании.
На исполнение контракта планируется выделить 80 миллионов рублей, заявки можно подавать до 7 февраля. Ожаровский заявил, что, судя по техзаданию, реальная цель закупки — не деактивация склона, а создание видимости контроля над ситуацией.
«Заказчиком выступает управление дорожно-мостового строительства Москвы. В госзакупку входит строительство подъездных путей, забора, установка видеонаблюдения. Я считаю, что фактическая цель закупки — расчистить место для строительства мостового перехода Юго-Восточной хорды, но чиновники это не написали, дабы снизить накал протеста», — сказал эксперт.
По его словам, исполнителю предлагается действовать «неимоверно поспешно»: на все работы отводится не более 80 дней, хотя, в соответствии с нормативными документами, радиационное обследование сейчас проводить нельзя — из-за снега и отрицательных температур.
В рамках подготовительных работ планируется производить шпурение на глубину до 1 метра, но только в местах превышения значений гамма-излучения. Как указывает Ожаровский, на указанной территории есть залежи отходов с содержанием тория, радия, урана — это альфа-активные вещества и для их обнаружения гамма-излучение — не самое важное.
«Мы с активистами с марта ходили по данной территории и нигде не замечали превышения гамма-излучения, пока случайно в июле не померили кротовую нору — судя по всему, животное достало с большой глубины загрязненный грунт. Там крутой склон, и когда в 40—70-х годах отходы вывозили и сбрасывали, они оказались прикрыты грунтом. Поэтому вполне возможно, что исполнитель контракта в спешке пропустит какие-то из участков с отходами», — отметил Ожаровский.
Техзаданием также предусмотрена установка поста автоматического контроля радиационной обстановки — гамма-, альфа- и бета-излучения. Ожаровский подчеркивает, что дистанционно можно контролировать только гамма-излучение.
«Для замера альфа-излучения исполнитель должен все 2,7 гектара территории проползти, держа измеритель на расстоянии 1 сантиметра от поверхности. Этого ранее не делали — не будут делать и сейчас», — считает физик-ядерщик.
Он заявил, что госзакупкой власти пытаются «создать видимость того, что все находится под контролем, для них главное — убрать общественность со склона». Кроме того, подчеркнул Ожаровский, на данной территории есть довольно серьезное химическое загрязнение, но о нем сейчас речи вообще не идет.
«Если эта закупка будет выполнена, она, скорее всего, создаст больше проблем, чем решит», — резюмировал эксперт.
30 января госпредприятие «Радон» впервые подтвердило наличие пяти радиационных участков площадью около 1 тысячи квадратных метров в землеотводе строящейся Юго-Восточной хорды. При этом около 390 кубометров грунта относятся к отходам I и II класса опасности, еще 0,78 кубометра являются, по всей вероятности, радиоактивными отходами. Ранее «Радон» не признавал наличие заражения на этой территории.
24 января мэр Москвы Сергей Собянин спустя полгода после начала протестов местных жителей признал, что на месте строительства Юго-Восточной хорды находится радиационный могильник, — до этого власти отрицали, что на территории до сих пор хранятся отходы.