Кризисный центр в Махачкале применял к женщинам трудотерапию. Руководство назвало это попыткой исправить подопечных

Сюжет: Домашнее насилие

В методичке, которую использовало руководство махачкалинского кризисного центра «Теплый дом на горе» журналисты обнаружили заимствования из системы А. С. Макаренко. Среди мер «успешной социализации» женщин, перенесших насилие в семье, и женщин с маленькими детьми есть обязательная трудотерапия, также применяется система наказаний за нарушения. Руководство центра заявило «Таким делам», что указанные меры направлены на исправление подопечных.

Сделать из женщины человека

Скриншоты из сборника методических рекомендаций, которые применяли в «Теплом доме на горе» (проект воронежского фонда «Центр защиты материнства и детства “Ангел-хранитель”», — прим. ТД) опубликовала в фейсбуке журналистка Светлана Анохина. Она помогает бывшим подопечным центра отстоять свои права — нашла для женщин адвоката, а также обратилась с заявлением в прокуратуру по поводу предполагаемого мошенничества руководителей «Теплого дома на горе».

Авторы методички — руководитель фонда «Ангел-хранитель» Илья Пилюгин и глава центра «Теплый дом на горе» Евгения Величкина — подчеркивают важность применения принципов Макаренко для социализации одиноких матерей и женщин в трудной жизненной ситуации. Среди задач: внедрение обязательной и регулярной трудотерапии, грамотная система наказания и поощрения, а также «построение коллектива» со старостами из наиболее социализированных женщин и достижение «коллективных решений».

Читайте также «Забыть как страшный сон». Бывшие подопечные кризисного центра в Махачкале уехали с детьми после конфликта с руководством

Для поддержания дисциплины Пилюгин с Величкиной рекомендуют время от времени «с нарочитым нарушением» очередности поручать группе матерей (у многих из которых есть маленькие дети, — прим. ТД) «неожиданные дополнительные работы» с нормой выполнения. Авторы приводят в качестве примера, что подопечным центра поручали прибирать вещевой склад, сортировать вещи, благоустраивать православный лагерь, выдавать продукты и т. д.

В качестве поощрения по итогам работы женщинам предоставляли «преимущество в пользовании стиральной машиной». С нарушителями авторы предлагают проводить воспитательные беседы, в случае «серьезной вины» — коллективные, а также накладывать взыскания. Например, в качестве наказания подопечных центра лишали денег на две недели, влажных салфеток (при этом показательно раздавая салфетки другим,  — прим. ТД), отселяли в проходную комнату.

Цель работы кризисной организации, согласно методичке, «сделать из женщины настоящего культурного человека, мать, полезного гражданина, здорового физически и духовно».

«Мы много раз получали одобрение этой методики»

Глава «Теплого дома на горе» Евгения Величкина в комментарии для ТД подчеркнула, что в приют «попадают разные женщины» и «не все из них пострадали от насилия». Многих женщин, по словам Величкиной, направляют в центр органы опеки из-за угрозы отобрания детей. Величкина считает «непонятной» волну негативных отзывов в адрес сотрудников своей организации, «которые в сложное время пытаются помогать матерям с детьми».

«Несмотря ни на что, мы далеки от того, чтобы заранее считать их нарушителями или преступниками, как обвиняют нас наши оппоненты. В той же системе Макаренко употребляется “презумпция доверия”. С другой стороны,

мы против того, чтобы заранее относиться к подопечным как к «жертвам» по умолчанию.

<…> Такое отношение способствует развитию созависимости между сотрудниками и постояльцами, и тогда у благополучателей точно нет шанса переломить стереотип поведения жертвы (у кого он есть)», — считает Величкина.

В центре подчеркивают, что стараются общаться с каждой подопечной «как с равным и взрослым человеком, который способен нести ответственность за свои поступки». При этом в «Теплом доме» указывают на проблемы с дисциплиной во «многих приютах» — драки, грубое нарушение правил проживания, хамство, нецензурная брань, распитие спиртного. Величкина не уточняет, были ли подобные инциденты в «Теплом доме». Отказ в помощи и выселение из приюта, по словам Величкиной, является «последней мерой» и руководство в таких случаях старается найти ответ на вопрос, «как помочь человеку стать более приемлемым».

«Наших оппонентов возмущает беседа с нарушившей правила женщиной. Но не меньше их раздражало бы, если без всякой беседы прекратить помощь человеку, который всем своим видом показывает, что наша помощь ему не нужна», — считает Величкина.

Руководительница кризисного центра отмечает, что указанная методика была предложена профессиональному сообществу еще пять лет назад, и называет документ попыткой «творчески нащупать методику помощи женщинам в трудной жизненной ситуации». «Мы презентовали эту методику на разных конференциях и получали позитивные отзывы и одобрение», — утверждает Величкина.

Она, однако, признает, что «возможно, какие-то концепты по прошествии времени стоит пересмотреть».


В феврале несколько женщин с детьми покинули кризисную квартиру центра «Теплый дом на горе» после конфликта с руководством. Подопечные жаловались, что их заставляют сниматься в телевизионном репортаже и бесплатно делать ремонт в помещении. Кроме того, несколько СМИ обвинили руководство «Теплого дома на горе» в мошенничестве. Сотрудники центра отвергли эти обвинения, а выселение женщин объяснили «нарушением правил».


В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: