В Петербурге волонтеры, помогающие пережившим домашнее насилие, зарегистрировали фонд «Птицы»

12 октября Наталья Никифорова, генеральный директор фонда «Птицы», получила в Федеральной налоговой службе России по Санкт-Петербургу необходимый пакет документов для открытия лицевого счета и начала официальную деятельность организации помощи жертвам домашнего, партнерского и сексуального насилия. Организацию официально зарегистрировал Минюст.

Еще год назад фонд «Птицы» был небольшой группой волонтеров, помогающих женщинам, подвергшимся насилию. Они скрывали свои настоящие имена, боясь мести со стороны тех, кто издевался над их подопечными, надеялись только на собственные средства и не могли обеспечить шелтер для пострадавших.

Читайте также Спасите меня, пожалуйста

«В августе 2019 года о нас вышел материал на портале “Такие дела”. Тогда мы попросили изменить наши фамилии, старались действовать анонимно, — продолжает Наталья. — А уже осенью смогли снять кризисную квартиру, обеспечить девушек самым необходимым — едой, гигиеническими средствами и даже одеждой — и начали процесс официального оформления нашей организации. Благодаря порталу ТД о нас узнали, а мы поверили в себя. Появилась смелость делать больше, делать лучше».

Из-за пандемии и юридических нюансов процесс регистрации растянулся на год, но все это время «Птицы» помогали женщинам вырваться от абьюзеров, обеспечивали их временным проживанием, помощью психологов и юристов, возможностью устроиться на работу. Те, кто переехал в Петербург из других городов, при желании получали средства для покупки билетов на малую родину.

«Самым сложным испытанием этого времени был квест “Самоизоляция”, — вспоминает Наталья. — Тогда я оказалась в нашем шелтере с шестью подопечными. Выяснилось, что наша кризисная квартира осталась единственной в городе, которую никто не закрыл.

Мы же еще были просто волонтерами. Кто нам мог запретить работать?

Мы сумели преодолеть все сложности. Сейчас я горжусь тем, что ни одна из этих девушек не вернулась к своему мучителю. Они сумели начать новую жизнь. Это значит, что мы свою работу сделали правильно».

Сейчас с благотворительным фондом на постоянной основе сотрудничают 20 специалистов, среди которых есть юристы, психологи, специалисты по социальной работе, а также волонтеры. «Отдельная гордость — мужчины, откликающиеся на наш призыв о помощи и готовые сотрудничать с нами на общественных началах. Они помогают перевозить наших подопечных в шелтер, консультируют нас как специалисты в различных областях. Это очень важно. Если мы начинали как группа, которая помогает исключительно женщинам, то теперь занимаемся всеми, вне зависимости от пола, возраста или национальности».

По словам Натальи, за этот год к «Птицам» стали обращаться мужчины, подвергающиеся домашнему насилию. Как правило, речь идет о молодых людях от 18 до 20 лет, студентах. Основная причина для обращения — избиения со стороны отцов, отчимов и братьев, травля в коллективе, сложные взаимоотношения с матерями.

«Таких звонков, наверное, всего пять процентов от общего количества, но это очень важно, — подчеркивает Наталья. — Это значит, что в обществе появляется понимание, что насилие недопустимо в принципе. Оно ни к кому не применимо. Мужчины точно так же сталкиваются с ним, но общественные установки запрещают им говорить об этом. У нас же “настоящий мужик” должен терпеть или сразу кулаком по столу. Но в реальности все иначе».

Группа волонтеров, созданная Натальей Никифоровой и Тамарой Дедиковой, автором паблика «Тамара, какого хрена?», и ставшая фондом «Птицы», начала свою работу в 2017 году. За это время они помогли более чем 300 обратившимся. Свыше 30 женщин получили возможность временного проживания в шелтере фонда. Было проведено более 600 телефонных консультаций юристов и психологов. Только за последний год партнерами «Птиц» по ряду кейсов стали центр помощи женщинам, пострадавшим от насилия, «Китеж», благотворительный фонд «Доктор Лиза», юристы НКО «Русь сидящая», магазин «Рив Гош», компания «Procter and Gamble Россия» и другие.

«Официальный статус дает нам возможность расширить поле деятельности, — говорит Наталья. — Мы существуем на пожертвования, и пока нет постоянных партнеров, готовых помогать нам материально, но мы надеемся, что они придут. Все наши волонтеры и сотрудники работали исключительно на общественных началах, без какой бы то ни было зарплаты. Это позволяло нам тратить на нужды подопечных всего 50 тысяч рублей в месяц. Хватало лишь на самое необходимое, но большего мы не могли себе позволить. Надеемся, теперь нам будет легче».

Наталья призналась: у нее есть мечта — в следующем году открыть филиал фонда в Москве: «Потому что птиц должно быть больше».

Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: