«Нами латают дыры в бюджетах». Почему студенты не хотят заменять пожилых учителей в школах во время пандемии?
Для того чтобы защитить от угрозы заражения учителей старшего возраста и педагогов с хроническими заболеваниями, в школы пригласят студентов и выпускников педвузов, заявлял мэр Москвы Сергей Собянин. Они будут помогать вести уроки в классах, а учителя будут контролировать процесс дистанционно.
В частности, на практику выйдут студенты пятого курса Московского городского педагогического университета (МГПУ). Они пожаловались «Таким делам», что их заставляют идти на незапланированную практику, которая не будет оплачиваться. Занятия на это время отменят, но это никак не компенсируют тем, кто платит за учебу. Им самим не предоставляют никакой информации по поводу практики. Какие еще есть претензии у студентов — в заметке «Таких дел».
Студентка пятого курса, идет на практику
Анонимно по просьбе героини
Мы были осведомлены о том, что на пятом курсе будет практика, достаточно давно. Но мы предполагали, что она пройдет в традиционном формате посещения школы.
О надобности заменять преподавателей 65+ мы узнали буквально на прошлой неделе. Сотрудники учебного отдела отправили нам сообщение о необходимости опубликовать в таблице Excel свои персональные данные (включая данные паспорта и полиса ОМС) для прохождения внеплановой практики. Как только мы высказали свое несогласие с публикацией таких данных в открытом доступе, сообщение удалили. Все данные мы впоследствии отправляли в личном порядке.
Далее нас добавили в команду в Microsoft Teams, провели собрание, где очень неконкретно рассказали о том, что нас ждет. Упомянули о необходимости сдать кровь на наличие антител. Я тест сдавала в университете 12 октября.
Со мной пока никакого письменного договора не заключили, но только что стало известно, в какую школу я иду работать и кто мой руководитель. О днях и часах практики обещали сообщить дополнительно.
Практика не оплачивается. Для части студентов будет организована смешанная практика: и в дистанте, и очно. Для другой части — только в дистанте. Ограничения для работы в школах: текущая болезнь, неблагоприятные для работы результаты анализа крови. Учеба в это время не проходит.
Отказаться от практики возможности не было. Конкретно нам отчислением не угрожали, но мы точно знаем, что практика — это обязательная часть обучения, поэтому вероятно, что за отказ ее проходить могут последовать санкции. Отношусь я к этим мероприятиям отрицательно. Я учусь на последнем курсе, мне надо беречь здоровье и готовиться к защите диплома, а не ждать у моря погоды.
Информацию мы получаем друг от друга в формате «а вот я слышал, что на другом курсе сказали то-то и то-то». Собрания с сотрудниками университета назначаются стихийно.
Нет абсолютно никакой гарантии того, что вся переданная мной информация останется актуальной к концу дня. Все меняется с ужасающей быстротой, мы зачастую сами не успеваем отслеживать.
Студентка пятого курса, идет на практику
Анонимно по просьбе героини
Нас поставили перед фактом, что на практику идут все из-за указа мэра о замене учителей 65+ студентами с функциями тьюторов. Таким новомодным словом решили обозвать, по сути, сиделку или технического заведующего, коими мы вынуждены стать в школах. Спрашивается, в чем тогда «педагогичность» практики? Ведь к ведению уроков нас не допустят.
Получается, это не практика, а работа, на которую мы не нанимались. Будут ли нам в таком случае платить?
Нас распределили в школы по всей Москве и за пределами МКАД, хоть и обещали выбор школы в своем округе. Оправдываются, что это исходит из запросов школ. Уже в понедельник мы отправляемся в школы. Никаких договоров со школами о практике мы не заключали. Что мы там будем делать? Какая программа? Мы не знаем. Все зависит от конкретной школы.
Что получается в итоге: студентов заставляют работать в школах не в своих округах, забесплатно, восемь часов в день, полтора месяца, не давая при этом возможности получить практического развития педагогических навыков, выполняя функции «включателя Zoom», чтобы учитель 65+, сидя из дома, мог вести урок.
На трансляции [о практике] было много вопросов.
Я учусь на бюджете и получаю стипендию, но люди на платном вынуждены платить за такую практику, и большинство из них, естественно, негодует по этому поводу. Пары нам обещают возместить. Каким образом — непонятно. Получается, что в декабре нам удвоят нагрузку, а мы и так учимся в вечернее время. Но никто не отменял ни сессию, ни диплом. Как совмещать — теперь почему-то наша проблема.
Мы каждый год очень ждем практику, ведь нам уже совсем скоро идти работать в школы. Но мы впервые столкнулись с таким отношением. Неприятно, когда тобой латают дыры в чьих-то бюджетах, а ты лишь подвергаешь риску здоровье и не получаешь даже никаких навыков взамен. Я не вижу смысла в такой практике, она непрактична и безрезультатна.
Студент четвертого курса, находится в резерве
Анонимно по просьбе героя
В субботу [10 октября] нам сказали, что в воскресенье будет собрание, на котором надо обязательно всем быть. На собрании сказали, что нас отправляют в школы — вроде как по желанию, но желания ни у кого не было. На это время все занятия будут отменены. Я учусь на платной основе, и мне ничего не компенсируют.
Изначально из нашего вуза планировали отправить в школы 3 тысячи человек, но поскольку [14 октября] учеников 6—11 классов отправили на дистанционное обучение, то сейчас отправляют только пятый курс. Наш четвертый курс находится в резерве. [16 октября] мы ездили сдавать кровь на антитела, это было обязательно. Зачем мы сдавали, если сейчас мы в резерве? Справка действительна три дня, получается, что, если нас вызовут, нам придется еще раз сдавать тест.
Я негативно отношусь к этой инициативе по нескольким причинам. Я считаю, что ее просто подгоняют под практику. Это не практика, поскольку не факт, что мы будем заниматься профильными предметами, по которым обучаемся. Практика длится три недели, а нас отправляют на полтора месяца, это никак не будет оплачиваться. Как я понимаю, практика будет заключаться в «принеси-подай», рабочий день будет длиться восемь часов и график 5/2. Я не против переработать, но если бы это оплатили хотя бы минимальной заработной платой. Возможно, в этом случае у студентов и был бы некий стимул и желание пойти в школу.
Также меня беспокоит, что сейчас вроде бы как началась вторая волна, а нас просто туда закидывают. Я понимаю, что мы не совсем в группе риска, но заразиться может каждый: студентам придется рано вставать и в час пик находиться в метро и дополнительно подвергать себя опасности. Это тоже настораживает и отталкивает. В целом, это все очень неприятная ситуация.
Я не встречал ни одного студента, который был за.
Демьян Петров
Исполняющий обязанности председателя совета студентов и аспирантов МГПУ, находится в резерве
Я должен был пойти на практику, но в данный момент моему институту (части университета) ее отменили. Касаемо практики в школах это реальность, к которой мы пришли. С моей стороны —да, это неожиданно, но этого требуют условия в мире, к которым мы не были готовы.
Если, как говорят, наши студенты будут лишь помогать процессу обучения, то я не вижу в этом ничего плохого. Тут нужно задавать вопрос, как бы я оценил этот поступок через пару лет?
Многие студенты переживают, что они могут стать переносчиками и принести в свои дома вирус. В этом ключе нам, и правда, нужно подумать, как поступить более правильно и как можно безопаснее для всех окружающих. Больше всего не нравится слышать такие комментарии от тех людей, которые и так ежедневно посещают места общего пользования, разве это не обман самого себя?
Уверен, что наш университет хочет сделать как лучше для города и для студентов.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам