Пока не удаленка. Как родители и школьники относятся к обучению во время пандемии?

Сюжет: Как бороться с последствиями пандемии коронавируса

5 октября замминистра просвещения Виктор Басюк заявил, что школы в нескольких регионах переведут на дистанционное обучение из-за роста заболеваемости коронавирусом. Спустя несколько часов он стал отрицать эту информацию: регионы сами принимают такие решения в зависимости от эпидемиологической ситуации. 

«Такие дела» поговорили с родителями, школьниками и учителями и узнали, соблюдают ли в школах рекомендации Роспотребнадзора об организации учебного процесса во время пандемии и почему их так пугает удаленное обучение.

Мастер-класс по физике и химии для учащихся средних школ во время пандемии коронавируса COVID-19
Фото: Zuma / ТАСС

Много ли школьников и учителей заболели с начала учебного года?

Глава Роспотребнадзора Анна Попова 28 сентября рассказывала, что реально заболевших COVID-19 школьников нет. В то же время она отметила, что не более 2% детей — носители коронавируса: «Мы видим некоторое нарастание числа выявленных носителей COVID-19. Среди школьников на первой неделе это было 0,5%, а на второй — чуть больше 1%. И вот третья неделя показала, что количество детей с носительством COVID-19 не превышает 2% в школах».

Читайте также Без школы в маске

Вместе с тем в письме, которое Анна Попова отправляла региональным отделениям ведомства, было сказано, что за первую неделю сентября больше тысячи сотрудников образовательных организаций заболели COVID-19. На документ обратили внимание «Открытые медиа» в начале октября.

В письме Анна Попова объясняла случаи заражения тем, что педагоги нарушали меры по противодействию инфекции: не носили маски и не соблюдали дистанцию. При этом приказов, обязующих учителей носить маски, нет — такое правило ввели только для сотрудников столовых, обслуживающего персонала и членов экзаменационных комиссий.

Пока, по данным министерства, на дистанционное обучение перешли только 108 российских школ. Ученики московских школ сейчас находятся на каникулах, которые продлили до 18 октября. Также на досрочные каникулы уйдет с 12 октября треть школ в Московской области (на неделю), с 16 октября — учебные заведения в Курганской области (на три недели). Отдых школьников в ХМАО начнется 26 октября и продлится две недели вместо одной. В остальных регионах школы уйдут на каникулы с 26 октября по 3 ноября.

Рекомендации Роспотребнадзора соблюдаются?

Несколько учащихся пожаловались «Таким делам», что в их школах спустя некоторое время начали пренебрегать рекомендациями Роспотребнадзора об организации учебного процесса.

Софья Ходарина, девятиклассница из Новосибирска, рассказывает, что в их школе рекомендации исполняются достаточно условно: «Пришел, тебе померили температуру (притом можно легко проскочить мимо дежурного, пока он отвернулся, например), переоделся и пошел на урок, — говорит школьница. — Сбрызгивание антисептиком не всегда контролируют в полной мере. У нас в классе назначают дежурного, который за этим следит, но, опять же, кто-то все-таки данную процедуру обходит стороной».

По словам девушки, в то же время она не особенно переживает по поводу возможности заразиться коронавирусом в школе из-за неполного соблюдения правил: «Я считаю, что здоровье человека — это только его личная ответственность».

Стало плохо — остался дома, подлечился, чтобы не заразить других

Школьница А. (имя скрыто по просьбе героини. — Прим. ТД) из Москвы рассказывает, что все правила, которые рекомендовал Роспотребнадзор, в ее учебном заведении соблюдаются: у каждого класса свое расписание перемен, за каждым закреплен свой кабинет, каждый ходит в столовую в свое время. В кабинетах — обязательная дезинфекция, учителя ходят по школе только в масках. При этом она отмечает, что со временем к правилам стали относиться более лояльно.

«Мне непонятно, почему нельзя соблюдать элементарные правила, делать простые вещи, заботиться о себе и окружающих, — так школьница говорит про тех, кто не соблюдает рекомендации, введенные из-за распространения COVID-19. — Если рассматривать школьников, то тут [есть] большое влияние родителей и учителей на отношение к мерам и их выполнение/невыполнение». Сама А. говорит, что у нее нет страха заразиться коронавирусом в нынешних условиях, но она переживает за других людей.

Ученица Н. (имя не называется по просьбе школьницы. — Прим. ТД) из Петербурга рассказывает, что у них в школе не соблюдается правило «один кабинет — один класс». «Некоторые учителя говорят, что им удобнее в своем кабинете, и мы ходим по ним, — говорит школьница. — И так или иначе мы пересекаемся с другими классами. Например, нам в конце уроков не открывают гардероб. Мы толпой [с другими школьниками] стоим и ждем, пока откроют, чтобы взять куртки. То есть мы пересекаемся с другими классами — и довольно часто, и очень много. Маски и перчатки никто не носит».

Какие еще есть претензии?

Среди всех рекомендаций, которые были предложены Роспотребнадзором, самую большую критику среди родителей вызвала необходимость измерять температуру у детей при входе в школу. Некоторые родители считают, что это является незаконным медицинским вмешательством, говорит директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко. Она рассказала, что к ней обращаются директора, которых «серьезно напрягают» родители по поводу термометрии. При этом, по ее словам, у самих директоров нет никаких постановлений на эту процедуру.

«Если это медицинское вмешательство, то его должен осуществлять только медик, — говорит Шевченко. — Один медик, естественно, всю школу не исследует. Должно быть согласие каждого родителя на эту процедуру. Это очень серьезный, бюрократический и, главное, в наших условиях нереализуемый проект. Поэтому очень нужен документ или какое-то разъяснение для того, чтобы ослабить этот нездоровый ажиотаж вокруг родителей».

Это очень серьезный, бюрократический и, главное, в наших условиях нереализуемый проект

Она рассказала, что некоторые родители отправляют своих детей в школу вместе с домашними ртутными градусниками. По мнению Шевченко, это может быть опасно, поскольку градусник может разбиться. Кроме того, личные термометры могут отвлекать специалистов от налаженной процедуры.

О подобных жалобах со стороны родителей говорит и Александр Саверский, президент «Лиги пациентов». Он также считает, что измерять температуру могут только врачи или медики.

Читайте также Школы впервые после самоизоляции примут учеников. Это безопасно? Ответы на главные вопросы родителей

«Вообще, в любом случае, если кто-то в кого-то тычет каким-то предметом, тем более медицинским, для этого должны быть серьезные основания, — отмечает Саверский. — Многим родителям не нравится, что таких оснований нет. Другой момент — когда дети ходят строем на термометрию, вспоминаются концентрационные лагеря, когда [узники] стоят за едой или в газовую камеру. Вся эта картина очень неприятная. Я думаю, что, когда дети подрастут, они ответят нам за то, что происходит».

Мама двух школьников Екатерина Смирнова, с которой пообщались ТД, не против термометрии. Такого же мнения придерживается и московская школьница А.: «Смысла в той термометрии, которая сейчас проводится в большинстве учреждений, я не очень вижу. Честно. Слишком большая погрешность, и от этого процедура становится немного бесполезной. То есть я не против, просто я не понимаю, как может помочь термометрия того уровня, который есть», — говорит девушка.

Удаленка — это выход?

Марианна Шевченко рассказывает: в основном родители не хотят, чтобы их дети снова ушли на дистанционное обучение. Это, по ее словам, связано с тем, что не у всех взрослых есть возможность работать дистанционно и не с кем оставить детей.

Читайте также Мосгорздрав объяснил, что делать родителям, если у школьника в классе подтвердили случай COVID-19

О переживаниях по поводу дистанционного обучения рассказала и Ольга Фогельсон, сооснователь программы «Учитель для России»: «Наши учителя переживают, что будет введен карантин и дистант или только карантин и они не смогут учить детей».

Саверский напомнил про исследование НМИЦ здоровья детей Минздрава, которое было посвящено самочувствию детей и подростков, обучающихся дистанционно. Опрос проводился с конца апреля по конец мая. Согласно ему, стресс из-за пандемии, самоизоляция и дистанционное обучение негативно отразились на психическом состоянии 83% российских школьников.

При этом Саверский отмечает, что исследователи не видели самих детей и не могут оценить, как они изменились внешне, например, у кого-то могли возникнуть проблемы с осанкой.

«Это исследование проводилось спустя два месяца после начала дистанционки, — подчеркивает эксперт. — Если мы сейчас детей надолго отправим на дистанционку, у нас будут необратимые последствия. Фактически эксперимент по дистанционному обучению должен быть немедленно прекращен буквально под страхом уголовного преследования».

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: