«Правозащита Открытки» сообщила о нарушениях в пансионате на Урале, подопечные которого пожаловались на принудительную стерилизацию
«Правозащита Открытки» рассказала в телеграм-канале, что пациенты Уткусского пансионата для людей с инвалидностью и пожилых сообщили о случаях ненадлежащего отношения к ним со стороны администрации. Подопечные этого же интерната жаловались, что их под угрозами заставили сделать стерилизацию.
Координатор «Правозащиты Открытки» Алексей Прянишников рассказал «Таким делам», что есть «еще как минимум одна ситуация» ненадлежащего отношения к жильцам пансионата, правозащитники сейчас ее перепроверяют.
Также в этом пансионате живет призер чемпионата России среди людей с поражением опорно-двигательного аппарата 2020 года Анастасия Федорова, занимающаяся армрестлингом. По данным правозащитников, Анастасии не дают тренироваться, тренера к ней не пускают, ее полгода не выпускали из пансионата за то, что она сбежала для участия в играх. В наказание спортсменку заставили вылизывать тарелки, добавили в «Правозащите Открытки».
«Пандемия коронавируса сделала удобной жизнь руководства подобных учреждений: всегда можно, сославшись на карантин, отказать в доступе адвокату, родственникам, чем нарушаются базовые права пациентов пансионата. Адвокату “Правозащиты Открытки” Ирине Ручко тем не менее удалось с боем прорваться в пансионат и пообщаться с Анастасией. При встрече она рассказала адвокату о проблемах с тренировками, о мечте получить свое жилье, на что она имеет полное право», — сообщили в проекте.
«Правозащита Открытки» начала разбираться в ситуации с жильем для Федоровой, а также выясняет, скольких женщин принудительно стерилизовали. Проект готовит обращение в прокуратуру.
Юрист «Правозащиты Открытки» Алена Борисова рассказала «Таким делам», на каком основании Федорова имеет право на квартиру.
«Дети-сироты имеют право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения, если у них нет жилья на праве собственности или по договору социального найма или их проживание там признается невозможным (статья 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, пункт 8 части 1 статьи 92, статьи 98.1 и 109.1 ЖК РФ)», — сказала она.
Ребенок-сирота включается в региональный список сирот, которых нужно обеспечить жильем. При этом возможность проживания сироты в жилом помещении, собственником которого он не является, правового значения не имеет, добавила Борисова. Чтобы претендовать на жилье по общему правилу, ребенок-сирота должен достигнуть 18 лет и подать заявление.
«Жилье предоставляется по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Однако в реальности существуют огромные очереди на получение жилья, и дети-сироты могут ждать его годами», — заключила юрист.
Директор пансионата Ирина Верхоланцева рассказывала, что с 2006 по 2016 год 15 живущим в нем женщинам провели стерилизацию, четыре из них были недееспособны. По ее словам, стерилизация проводилась добровольно и только с письменного согласия пациенток. За получение согласия и проведение операции отвечают медики городской больницы № 20. Верхоланцева предположила, что женщины, соглашаясь на стерилизацию, могли не понимать, какие будут последствия.