Можно ли в детских домах говорить о семье и праздновать День матери?
27 ноября в нижегородском детском доме № 3 хотели провести праздник ко Дню матери. Как рассказала руководитель фонда «Жизнь без границ» Марина Ефимова, воспитанников заставили петь песни и участвовать в сценках, посвященных семье. В итоге концерт отменили, и вместо него сотрудники детдома показали детям видео с репетиции.
«Такие дела» спросили у руководителей профильных НКО, насколько этично проводить такие праздники для детей, оставшихся без родителей.
Елена Альшанская
президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Безусловно, такой праздник — это очень непрофессиональный подход. Как и «популярные» в разных детдомах выступления, когда воспитанники исполняют «Песню мамонтенка».
Полагаю, что это было сделано не со зла. Просто в России не готовят специалистов к тому, чтобы работать в детских домах. Есть много руководителей и сотрудников, которые до сих пор не знают про [психологические] травмы ребенка, про его привязанности, как строятся детско-родительские отношения, что происходит, когда он теряет семью и разрываются базовые связи.
Ребенок в детском доме находится в крайне травматичной ситуации: он хочет вернуться в свою кровную семью, у него огромное количество обид, или он считает, что сам виноват в том, что потерял родителей, — неправильно себя вел или кому-то рассказал, что мама пила. У ребенка — огромное количество переживаний, которые он чаще всего молча носит в себе.
Психологическая реабилитация — это одна из функций детского дома, но на самом деле она не проводится. В лучшем случае в крупных учреждениях есть психолог. Во-первых, на всех воспитанников его не хватает, во-вторых, чаще всего это обычный психолог, который окончил педвуз, и у него зачастую нет понимания, с какими детьми он работает.
Устраивать праздники, на которых дети рассказывают про маму, можно только понимая, что это не будет триггером для переживаний ребенка. Может, это была мама, которая прижигала его утюгом?
Такие мероприятия можно проводить через театральные постановки, элементы арт-терапии, где дети смогут проиграть свои переживания под обязательным наблюдением психолога. Это история, с которой нужно работать максимально тактично и осторожно.
Екатерина Чудакова
руководитель департамента специальных проектов нижегородской АНО «Центр 800»
У меня есть знакомая девочка в детском доме, она иногда зовет меня на праздники, которые устраиваются в учреждении. И сам формат праздников в детских домах — это просто мрак. Потому что эти праздники не позитивные, а носят какой-то старорежимный характер.
Как мы хотим помочь? Мы организовали такую могучую кучку из режиссеров, сценаристов, местных минкульта и минобра и хотим сделать пособие для детских домов — сменить всю внеклассную работу, которая ведется, на более современную. Потому что мероприятия, на которых я в последний раз была, — это «День белого журавлика». Оно посвящено погибшим во время атаки Хиросимы и Нагасаки. Дети выходят на сцену, рассказывают [про атомные бомбардировки] со слезами на глазах.
В пятницу [27 ноября] должна была быть очередная тусовка в детском доме ко Дню матери. Сама девочка говорила, что это печальное мероприятие. Из-за ковида все отменили. Но я думаю, что такая практика есть во всех детских домах и все они проводятся по старым методикам.
Я бы такое мероприятие в детском доме исключила, потому что сами дети очень травмируются. Я бы не говорила, если бы не знала на примере конкретной девочки. Для нее это очень больно — говорить о матери. И другие дети тоже готовят стихи, при этом у некоторых из них нет матери вообще, а у некоторых родители находятся на стадии лишения прав.
Диана Зевина
руководитель программы «Не разлей вода» фонда «Дети наши»
Тема кровной семьи в детском доме должна быть легитимной. С ребенком нужно говорить, почему он попал в детдом, как это произошло, что он чувствует по этому поводу. Необходимо рассказывать о его семейной истории, откуда он родом, кто его родители, какие еще есть родственники.
В большинстве детдомов в России с ребенком не говорят о его кровной семье, часто это делается из благих побуждений — не хотят травмировать. Или другая крайность: о родителях воспитанников отзываются исключительно негативно. Призывают ребенка не повторять их ошибок, предрекают, что когда он вырастет, тоже сопьется или сядет в тюрьму.
Если в детском доме решили провести концерт ко Дню матери, то логично было бы пригласить на праздник мам, которые живы и смогут приехать, общение с которыми безопасно для ребенка. Чтобы мамы посмотрели, как ребенок выступает, примерно как это делается на праздниках в детских садах и школах. А не просто дать воспитанникам выучить «Песню мамонтенка», чтобы они ее спели перед спонсорами и волонтерами. Это очень травмирует детей, особенно тех, кто попал в детдом недавно и еще помнит маму.
Кровная семья воспитанника детского дома — это очень важная для ребенка тема, с которой нужно профессионально работать. Это именно системная комплексная работа. Фонд «Дети наши» занимается, в том числе, восстановлением семейных и родственных связей воспитанников.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам