Анна Кузнецова: дети-сироты будут лежать в больницах под присмотром законных представителей
Правительство РФ передало в профильные министерства инициативу детского омбудсмена Анны Кузнецовой, которая предложила усовершенствовать услуги по присмотру и уходу за детьми-сиротами в больницах. По мнению Кузнецовой, у детей, оставшихся без попечения родителей, в лечебных учреждениях должно быть сопровождение, рассказали в пресс-службе аппарата омбудсмена.
Минтруд расширил перечень срочных социальных услуг по сопровождению детей-сирот в стационаре медучреждений. Для них предусмотрели возможность дополнительного ухода на время лечения в больницах. Социальную услугу включили в пункт № 8 примерного перечня, утвержденного постановлением правительства РФ от 24.11.2014 № 1236.
Министерство просвещения РФ предусмотрело сопровождение детей-сирот работниками сиротской организации или другими законными представителями на время лечения в больнице. Чиновники подготовили дополнения в постановление правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Минздрав РФ прорабатывает изменения в нормативно-правовые акты, в том числе в части дополнения штатного расписания профильных медицинских организаций.
Альшанская рассказала «Таким делам», что они с коллегами добивались этих изменений много лет и многократно направляли предложения по этим вопросам в ведомства. По ее словам, фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» появился более 16 лет назад ровно из-за таких детей в больницах.
«Был прорыв в 2014 году, когда приняли 170-й приказ Министерства здравоохранения, определивший порядок обследования детей, которых размещают в организации для детей-сирот, в больницах, — условно говоря, чтобы они вообще там не обследовались перед направлением в детские дома, а, как все люди, обследовались бы амбулаторно. Но осталась огромная проблема с теми детьми, которые не попадают в детские дома, а с улиц оказываются в больницах, а потом возвращаются домой или поступают в приюты. Они, к сожалению не попали под этот приказ», — сказала Елена.
Она подчеркнула, что также есть проблема с детьми из детдомов, которые находятся в больницах на лечении. Их зачастую некому сопровождать. «Малыш или ребенок с инвалидностью оказывается в больнице один, и некому элементарно поменять ему памперс, помочь встать или поесть. Эти вопросы так и не были решены», — уточнила Елена.
Она добавила, что для решения этих проблем нужно не так много изменений, но они потребуют финансовых вложений — кто-то должен оплачивать сопровождение ребенка на время его нахождения в больнице.
«Я надеюсь, что теперь этот вопрос сопровождения детей в больницах и других соцучреждениях сдвинется с мертвой точки и они не будут там находиться одни», — резюмировала Альшанская.
В ноябре 2020 года женщина, которая лежала в клинической туберкулезной больнице Новосибирска со своими детьми, опубликовала видео, на котором медсестра за волосы тащила на кровать ребенка. Девочка лежала в палате одна, без родителей. Сотрудницу учреждения уволили, на нее завели уголовное дело по 156-й статье УК РФ. По этой же статье возбудили дело на другую медсестру, которая жестоко обращалась с ребенком.
После этого директор новосибирского фонда «Солнечный город» Марина Аксенова призвала Кузнецову проверить детские отделения туберкулезных больниц страны. Общественница опубликовала письмо, в котором указала, что случай с девочкой и медсестрой не единственный.
«Туберкулезные больницы — одна из самых закрытых систем лечебных учреждений в России. Во многих из них существует запрет на нахождение родителей вместе с ребенком на время лечения. А попасть туда постороннему человеку (в том числе представителям НКО или СМИ) практически нереально: необходимо получить большое количество разрешений от различных инстанций. Таким образом дети вынуждены находиться в больнице одни от шести месяцев до полутора лет (а в исключительных случаях даже больше)», — писала Аксенова.
Летом 2020 года «Солнечный город» опубликовал петицию с требованием создать услугу сопровождения детей-сирот в больницах и запретить помещать туда детей, изъятых из семей, без медицинских показаний.