H&M перезапустил программу переработки одежды в России. Экоактивистка поддержала нововведения, но предложила изменить принцип сортировки
Компания H&M объявила о перезапуске программы по сбору старой одежды в России. Новым партнером бренда станет компания Laut Recycling, расположенная в Ивановской области, — она займется сортировкой и переработкой одежды, которую покупатели сдают в российские магазины H&M. Об этом пишет Esquire.
В марте 2020 года журналист и экоблогер Елена Володина провела расследование о системе переработки, которую использовала компания до этого. Девушка выяснила, что одежда, которую покупатели в магазинах H&M в Москве, Петербурге и Екатеринбурге сдают на переработку в обмен на скидочный купон, на самом деле перепродается мешками в секонд-хенды.
В H&M комментировали «Таким делам», что программа по сбору вещей в магазинах стартовала в 2013 году. В 2019 году в России количество принимаемой одежды удвоилось и достигло отметки в 3 тысячи тонн. Все собранные текстильные изделия передавались глобальному партнеру I:Collect (I:CO), который сотрудничает с сетью сертифицированных предприятий по сортировке и переработке текстиля по всему миру.
«Со стремительным ростом объемов компания I:CO и ее партнеры столкнулись с перегрузкой отлаженной системы по упаковке и экспорту одежды на сортировочное предприятие SOEX. Для разрешения ситуации компания I:CO совместно со своим локальным партнером приступили к ряду решительных мер для повышения эффективности процесса. Однако сложившаяся ситуация повлияла на качество исполнения ряда строгих рутин по безопасности и логистическому контролю», — отметили в H&M.
В 2019 году вместе с другими экоактивистами Елена побывала в Германии на заводе SOEX, где сортируют и перерабатывают вещи, собранные в контейнерах магазинов H&M и Vagabond в разных странах. Далее отсортированная одежда отправляется на перепродажу в секонд-хенды других стран, а остальное — на переработку. Но менеджер SOEX сказал гостям, что из России к ним ничего не поступает. По его мнению, это было бы нерационально.
«В российском экосообществе давно сомневаются в программах по утилизации H&M, а на “Авито” встречаются объявления, где одежда H&M в больших пакетах продается оптом по 25 рублей за килограмм. <…> Есть еще целый сайт, который предлагает аналогичные услуги», — пояснила Володина.
В качестве эксперимента она сдала вещи в H&M: GPS-маяк из пакета с одеждой привел на Тураевскую улицу в подмосковном городе Лыткарино. Эта локация фигурирует в интернет-объявлениях об оптовой продаже секонд-хенд-одежды.
После расследования H&M приостановил программу по сбору ненужной одежды в России, отмечает Esquire. Теперь вещи будут храниться на внутренних складах магазинов, затем отправляться в логистический центр в Подмосковье. После накопления 10 тонн одежды ее будут отвозить на предприятие и сортировать по категориям. Вещи в хорошем состоянии планируют передавать в секонд-хенды, с небольшими дефектами и пятнами — на производство ветоши, а в плохом состоянии — на переработку для производства салфеток, перчаток, набивки для мебели и носков.
Это большой прогресс и пример для всей отрасли утилизации в России. Компания нашла смелость публично признать ошибку в системе и попыталась [ее] исправить. Особенная ценность этой программы в том, что она делает утилизацию вещей доступной жителям всей России, а не только Москвы и Петербурга, где традиционно эти сферы были развиты лучше. У H&M больше 150 магазинов по всей стране, для многих людей это самый близкий и доступный способ сдать ненужную одежду.
Плюсы программы утилизации: компания отказалась от иностранного подрядчика I:Collect и замкнула всю цепочку на местном операторе Laut Recycling в Ивановской области. Это позволит ей контролировать процесс от начала и до конца, не допуская «утечки» одежды, как было год назад.
С точки зрения иерархии обращения с отходами цепочка выстроена грамотно: в начале стоит пункт «сортировка» и продажа одежды в секонд-хенды. Это ключевой момент: многие воспринимают программу H&M исключительно как программу переработки одежды, но в иерархии обращения с отходами переработка идет лишь на четвертом месте по эффективности.
Недостаток [новой] программы утилизации H&M в том, что компания Laut Recycling исторически специализировалась на производстве ветоши — от продажи этой категории она получает основной доход. По отчетам H&M за июнь — декабрь 2020 года видно, что на Laut в ветошь превращается более 70% одежды, тогда как в секонд-хенды идет всего 8%. Эти пропорции в будущем хотелось бы изменить: увеличить хотя бы до 30—40% количество вещей, отправляемых в секонды, и уменьшить процент производимой ветоши.
Reuse (повторное использование) экологичнее, чем recycle. Тем более в случае с ветошью это downcycle — понижение качества вещи в результате переработки. Это значит, что если платье или джинсы может еще кто-то носить, то пусть эти вещи послужат как вещи и только потом с чистой совестью отправляются в ветошь.