Депрессия — хандра, а «биполярка» — болезнь художников: мифы о психических расстройствах, в которые многие продолжают верить

ТД провели опрос среди читателей, имеющих то или иное психическое расстройство, и выяснили, с какими предрассудками они сталкиваются. Мифы о депрессии, «биполярке» и других заболеваниях помог развеять клинический психолог Антон Струков.

Рита Черепанова для ТД

Миф № 1. Депрессия — это просто хандра или плохое настроение

Депрессия включена в регистр Международной классификации болезней. Это не просто плохое настроение — это глубокие изменения химии мозга, функционирования нервной системы человека, объясняет Струков.

«Часто это состояние обесценивается, люди полагают, что больной депрессией строит из себя какого-то ущемленного, — мои клиенты и пациенты не раз говорили об этом, — приводит психолог случаи из практики. — Многие путают депрессивное состояние с дистимией, которая характеризуется длительными периодами сниженного настроения. У депрессии более широкий спектр проявлений: помимо сниженного настроения у человека снижается двигательная активность, познавательные способности, способность получать удовольствие».

Причины возникновения этого расстройства могут быть разными: постоянный стресс, потеря родных, иные травмирующие события. За счет этого химия мозга меняется — и возникает депрессивное состояние.

Восприятие депрессии просто как хандры вредит людям, страдающим от нее, утверждает эксперт: «Психические расстройства и так до крайней степени стигматизированы в нашем обществе, а несерьезное отношение к депрессии усугубляет состояние больных. Из-за этого некоторые люди не обращаются к специалистам. Легкомысленное отношение и предубеждение окружающих — это форма газлайтинга для человека в депрессии, создающая дополнительное давление на него».

Миф № 2. Человек в депрессии не может улыбаться

Иногда окружающие сомневаются, что человек находится в депрессии, потому что его поведение и внешний вид не соответствуют ложным представлениям об этом расстройстве.

Скриншот из официальной группы ТД во «ВКонтакте»

10 сентября отмечался Всемирный день предотвращения самоубийств, который призван повысить осведомленность о расстройствах, способных спровоцировать суицид, и помощи, которую можно оказать людям с подобными проблемами.

Читайте также «Со мной все в порядке, я просто заболел». Истории и советы людей, переживших депрессию

В 2017 году после самоубийства солиста Linkin Park Честера Беннингтона в соцсетях начался флешмоб #faceofdepression. Под этим хештегом люди делились историями и фотографиями своих улыбающихся родных и друзей, сделанных незадолго до суицида. Несмотря на широкое распространение флешмоба, миф о том, что человек в депрессии не может улыбаться, все еще довольно живуч.

«Улыбка — это наша физиологическая способность, — говорит Струков. — Конечно, есть спектр заболеваний, при которых у человека беднеет мимика, например при шизофрении, но депрессия к таким не относится. При депрессии способность улыбаться никуда не уходит, просто поводов, дающих возможность искренне радоваться, становится гораздо меньше. И часто можно даже не заметить, что человек страдает депрессией, потому что он просто не показывает этого, не открывается окружающим».

Миф № 3. При обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР) можно просто прекратить выполнять навязчивые действия

ОКР — это расстройство, при котором возникают обсессии (навязчивые мысли) и компульсии (навязчивые действия) и их невозможно просто прекратить, объясняет Струков.

Скриншот из официальной группы ТД во «ВКонтакте»

«У всех бывают тревожные мысли, которые так сильно нас волнуют, что мы с трудом можем отвлечься на что-то еще, — комментирует специалист. — При ОКР это разрастается до таких масштабов, что человек просто никак не может избавиться от этих мыслей, они приносят ему страдания и крайне его дезадаптируют, то есть снижают способность приспосабливаться к условиям среды и взаимодействовать с социумом. И все навязчивые действия или ритуалы призваны снизить накал такого состояния, избавить человека от напряжения. Ждать, что человек может как-то контролировать свои действия, сдерживаться, нельзя. Если бы это было контролируемое состояние, то такого расстройства бы не существовало».

Миф № 4. При биполярном аффективном расстройстве (БАР) постоянно меняется настроение

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, на 2019 год в мире насчитывалось около 45 миллионов человек, страдающих БАР. В интернете биполярное расстройство приобрело репутацию «модного» диагноза, который якобы сопровождается непрестанной сменой настроения. Струков поясняет, что определенная неустойчивость и резкая смена настроения могут присутствовать, но это происходит непостоянно: «Само по себе БАР характеризуется длительными периодами, сменяющими друг друга, — депрессией и манией. Эти состояния не меняются несколько раз в день по щелчку пальцев. Каждая фаза может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев, причем, как правило, превалирует депрессия, и с течением болезни длительность депрессивных эпизодов увеличивается, а мании — уменьшается. Депрессивные эпизоды протекают так же, как и классическая депрессия. В состоянии мании человек становится крайне энергичным, он не может находиться в покое. В этот период совершаются необдуманные действия, импульсивные поступки, иногда даже неадекватные. Но оба этих состояния достаточно растянуты во времени и не сменяют друг друга в течение одного дня».

О том, как живут люди с БАР, читайте в материале ТД.

Миф № 5. Люди с пограничным расстройством личности (ПРЛ) опасны и не способны строить здоровые отношения

ПРЛ, согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, в 11-й редакции (МКБ-11), характеризуется сложностями с самоидентификацией, самооценкой, адекватным восприятием себя и самодисциплиной, выстраиванием близких отношений, улаживанием конфликтов и восприятием чужой точки зрения. При этом поведенческие паттерны людей, имеющих ПРЛ, не соответствуют развитию личности и не объясняются социальными или культурными причинами.

По словам Струкова, для всех психических расстройств характерна дезадаптация. Пограничное расстройство меняет способность человека к выстраиванию отношений, но это не значит, что человек станет опасным для окружающих или не сможет создать крепкий союз, утверждает специалист.

Скриншот из официальной группы ТД во «ВКонтакте»

«К человеку с ПРЛ надо относиться с пониманием. Он способен выстраивать здоровые отношения, но очень важно, чтобы окружающие понимали и принимали его, могли приспособиться к некоторым особенностям поведения, — говорит психолог. — Для этого важна открытость и честность обеих сторон, и желательно, чтобы человек с пограничным расстройством мог сказать партнеру или друзьям, что с ним происходит, через что он проходит и что чувствует, и сообщить, как с ним сейчас лучше взаимодействовать».

Человеку с пограничным расстройством необходимо проходить терапию: находиться в контакте с клиническим психологом или психотерапевтом, чтобы повышать уровень адаптации в социуме и прорабатывать свои внутренние проблемы, а в острых фазах — общаться также с психиатром.

«И важно помнить, что человек в ситуации расстройства не перестает быть человеком, не становится инопланетянином. Любая коммуникация абсолютно доступна, главное — подходить к ней без предубеждений», — заключает специалист.

Миф № 6. Психические расстройства чаще случаются у творческих людей

Подписчики ТД рассказывают, что часто сталкиваются со стереотипом, будто психические расстройства — это удел исключительно творчески одаренных людей, связанных с искусством.

Скриншот из официальной группы ТД во «ВКонтакте»

«Расстройства могут быть абсолютно у любого человека, никто от этого не застрахован, — возражает эксперт. — Некоторые психические заболевания имеют ряд факторов, вследствие которых они возникают: генетические предпосылки, социальные — воспитание, круг общения, какие-либо события, стресс. Любой человек может столкнуться с чем-то, что может привести к тому или иному расстройству».

Миф № 7. С любым психическим расстройством можно справиться самостоятельно, без помощи врачей и медикаментов

«Когда у нас что-то болит, мы идем к врачу. Самолечение чревато осложнениями, а человек не вылечится, а сделает только хуже. Как правило, если человек занимается самолечением при психическом расстройстве, именно так и происходит, — говорит психолог и приводит пример из практики. — Разбираем с человеком какую-то проблему, выясняем, как он с ней боролся, — и оказывается, что принимаемые им меры только закрепляли и усиливали болезненное состояние».

Читайте также Если у близкого человека биполярное расстройство: пять правил помощи

Вылечить психическое расстройство самостоятельно нельзя, не поможет сила воли и саморефлексия, утверждает специалист, «потому что психические расстройства — это состояния другого уровня. Это изменения функционирования мозга, реагирования, химического баланса мозга. Даже зная, какие процессы при этом происходят, без какого-то “костыля” в виде медикаментов и терапии выбраться невозможно. Конечно, человек может что-то для себя почитать, узнать, попробовать, и в определенной степени ему это поможет, но всегда остается риск, что это сработает как таблетка обезболивающего. Симптомы мы снимем, но проблема останется, потому что в мозгу все равно фиксируется патологическая информация, связанная с реакцией на окружающий мир».

Самопомощь неэффективна, и даже самоанализ может навредить, заявляет Струков: «Мозг — удивительная штука. Он может создавать вещи, которых не существует: это наш дар и наше проклятье. Помимо чего-то хорошего, мозг представляет и что-то тревожное, чтобы заполнить дыры неизвестности, желает контролировать действительность. Это вопрос безопасности и адаптации человека как биологического вида. Но именно поэтому все тревожные состояния у нас закрепляются. И разум нам усложняет задачу, потому что мы любим интеллектом снижать накал этих состояний, приписывать им рациональные причины. Нам кажется, что с нами ничего не происходит. Именно поэтому нужен сторонний взгляд специалиста, который укажет на признаки заболевания. Человек отгораживается от них, он привыкает к постоянному беспокойству и уже его не замечает».

О стигматизации психических расстройств

Стигматизация психических расстройств вредит людям, страдающим от них, следующим образом, рассказывает психолог: «Люди не обращаются к специалистам, их состояние ухудшается, на них по незнанию оказывается дополнительное давление. Окружающие могут в целом неправильно реагировать на человека с расстройством: вместо поддержки и понимания человека отталкивают, тем самым также негативно влияя на его состояние».

Читайте также Лишнее слово — «вязки» или галоперидол: как в России лечат после попытки самоубийства

Специалист отметил, что в западной психиатрии, в отличие от отечественной, гораздо лучше развиты методы социализации и адаптации людей с расстройствами, больше инклюзии, людям помогают трудоустроиться, за ними постоянно наблюдают «и всеми силами человеку помогают встроиться в этот мир».

«В России людей с расстройствами пытаются, наоборот, исключить из социума. Считается, что человек с расстройством — это часовая бомба, он может внезапно сорваться и начать кидаться на людей с ножом, что он опасен, поэтому для него создаются ограничения, в том числе на государственном уровне. Например, человеку, который стоит на учете в психоневрологическом диспансере, сложнее получить водительские права: надо дополнительно идти за заключением психиатра, хотя многие расстройства никак не препятствуют выполнению работы, бытовых ежедневных дел — и вождению в том числе», — заявляет Струков.

Сейчас люди все чаще обращаются к психологам, психотерапевтам, психиатрам, и это повышает общий уровень осведомленности и заботы о ментальном здоровье, однако в обществе все-таки еще очень много предубеждений, заключает эксперт.


В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: