В Совфеде подготовили поправки к Семейному кодексу. Изымать детей из семьи сможет только полиция
В Совете Федерации подготовили новый пакет поправок к Семейному кодексу об изъятии детей из семьи. Согласно изменениям, органы опеки могут лишь сигнализировать об угрозе жизни и здоровью ребенка, однако право изымать его передается сотрудникам МВД. Об этом сообщает «Ъ».
По мнению сенатора Елены Мизулиной, у полиции «более аккуратный механизм вмешательства в частную жизнь».
В документе упоминается «презумпция добросовестности родителей». Изъятие детей из семьи по решению суда названо в тексте законопроекта «крайней мерой».
Авторы инициативы отметили, что до решения суда ребенок имеет право на временные меры защиты — передачу родственникам или в организацию социального обеспечения. Поправки пока не внесены в Госдуму.
Глава благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская сказала «Ъ», что ей «нравится идея разделения на две ситуации: ребенок, оставшийся без попечения родителей, и ребенок, нуждающийся во временной защите, в помощи».
При этом эксперт упомянула о рисках, связанных с передачей ряда полномочий полицейским. «У них взгляд заточен на поиск преступлений. И если изъятие детей будет полностью в их функционале, то мы получим вал уголовных и административных дел в отношении родителей», — сказала она.
В июле 2020 года совет Госдумы одобрил пакет законопроектов, который вносит изменения в Семейный кодекс РФ. Авторы инициативы предлагали, чтобы вопрос об изъятии ребенка находился в компетенции суда и такие ситуации рассматривались в закрытом режиме. Поправки также предполагали, что детей будут разлучать с родителями, если будет установлена родительская вина и на основании решения суда о лишении родительских прав.
В октябре Совет по правам человека при президенте подготовил отрицательное заключение по законопроекту. В ноябре его отправили на доработку.
Статья 77 Семейного кодекса предполагает, что социальные работники могут изъять детей без решения суда, если получат подписанный акт от органов исполнительной власти или главы муниципалитета.
Альшанская рассказывала «Таким делам», что органы опеки обычно избегают изъятия детей и пользуются другими методами. Например, приходят в семью с полицейским, который при необходимости составляет акт о выявлении безнадзорного. Также, по словам Альшанской, часто родителей вынуждают написать заявление о добровольном размещении ребенка в приюте.
Директор фонда «Измени одну жизнь» Яна Леонова комментировала, что процедура отбирания детей весьма жестокая, беспощадная и к матери, и к детям. По ее мнению, даже если ситуация была угрожающей жизни и здоровью детей, ребенок имеет право на объяснения, куда и почему он уезжает, почему это произошло.
Эксперты сошлись во мнении, что законодательство должно регулировать не только изъятие детей, но и профилактику семей, столкнувшихся с трудностями.