Такие дела

Такой год

Дали квартиру, нашли лекарства и узнали, кто такие селькупы

Анастасия Лотарева, корреспондент «Таких дел»:

«Много моих историй пока только развиваются: все еще непонятно, сядет в тюрьму или нет Вячеслав Дацик, поженятся ли Дмитрий Энтео и Мария Алехина, кого обвинят в смерти человека в смоленской больнице. Есть любимая история, где не меняется ничего: все так же течет река Обь, лингвисты восстанавливают праязык человечества, а селькупка Надежда Коробейникова присылает мне свои переводы песен и сказок на исчезающий язык.

В Кемеровской области жизнь детей, больных муковисцидозом, по-прежнему нелегка. Но после того как родители детей подняли шум, а мы об этом написали, что-то все же изменилось. “Анастасия, у нас чуть-чуть получилось!” — пишет мне Татьяна Назаркина, мама двоих детей с муковисцидозом. Сняли главу департамента здравоохранения Кемеровской области, выдали лекарства и перевели семнадцать детей в больницу Новокузнецка. Теперь их родителям не нужно будет ехать четыре часа до больницы на такси с температурящим ребенком.

АнгелинаФото: Евгения Жуланова/SCHSCHI для ТД

А главная моя радость — письмо мамы Ангелины: “Женя, Настя, приезжайте к нам в гости, теперь есть где принять”. Семья с девочкой-инвалидом усилиями железного юриста “Патронуса” Светланы Викторовой все-таки получила квартиру. И вашими усилиями, конечно же, потому что детский правозащитный проект существует именно на ваши пожертвования».

Выделили деньги для спецшколы

В августе на «Таких делах» вышел материал уфимского фотографа и журналиста Вадима Брайдова про спецшколу в башкирском селе Серафимовка. Фотографии попали в список лучших фотопроектов года на «Таких делах», а результатом публикации стало улучшение условий содержания в школе.

Воспитанники серафимовской спецшколыФото: Вадим Брайдов

Когда Вадим Брайдов приезжал на съемку, выяснилось, что «много месяцев нет порядка в финансировании и пацанам даже трусов не достается. Но после публикации правительство Республики Башкортостан издало постановление, где прописываются порядок и ответственные за обеспечение».

Татуировки вместо шрамов

Не остался незамеченным и еще один материал Вадима Брайдова — про Женю Захар, которая своими татуировками закрывает шрамы жертвам домашнего насилия.

Вадим Брайдов, фотограф, журналист:

«Когда была отснята примерно половина этой истории, Госдума как раз приняла закон о декриминализации бытового насилия. И я помню это ощущение, этот холодок в области основания черепа — признак того, что ты делаешь новости мирового значения. После публикации на “Таких делах” к Жене пришел настоящий успех. Такого медиавнимания Уфа не помнит со времен экономического саммита ШОС и БРИКС, а ранее его и не было вовсе. В аэропорту города, о котором никто особо не слышал, сталкивались журналисты из Швеции и Британии, из США и Финляндии. Женя устала давать интервью, а каждый ее сеанс напоминал скорее съемки шоу.

Гульдар, 28 летФото: Вадим Брайдов

После этого успеха, после публикаций в главных европейских изданиях, участия в документальных и благотворительных проектах Жене отдали помещение, где до этого она просто снимала комнатку. Теперь у нее есть возможность продолжать работу над проектом и отправиться в турне по стране в 2018 году. В разных городах Женя будет бить татуировки жертвам бытового насилия, закрывая ими шрамы и страшное прошлое».

Вернули выходные

В 2016 году в cамарском интернате для слепых и слабовидящих в связи с переходом на пятидневный режим работы «отменили выходные». Незрячим ученикам, живущим в отдаленных районах, запретили оставаться на субботу и воскресенье в интернате и обязали ездить домой. «Такие дела» опубликовали репортаж о том, как слабовидящая ученица Ксюша Замыцкая добирается из родного поселка до школы (200 километров!) и пропускает уроки. И после публикации ситуация изменилась: ученикам разрешили оставаться в интернате на выходные, выделили дежурного воспитателя и повара.

КсюшаФото: Кристина Сырчикова/SCHSCHI для ТД

Читатели «Таких дел» очень прониклись историей Ксюши и хотели ей как-то помочь. Автор текста Женя Волункова организовала сбор денег, чтобы купить Ксюше новый смартфон. Cтарый телефон был с разбитым и мутным дисплеем, слабовидящая девочка почти ничего не могла в нем разглядеть. Собранной суммы хватило на хороший самсунг, Ксюша была очень рада подарку и активно пользуется телефоном.

Еще из-за пропуска уроков (Ксюша была вынуждена уезжать из школы рано в пятницу, чтобы успеть на электричку, а в понедельник приезжала только к середине дня) были проблемы с учебой и учителями. Девочка все время плакала и переживала, что не сможет окончить школу. Женя Волункова специально поехала в интернат в декабре, чтобы убедиться, что сейчас все хорошо. Ксюша остается на выходные в интернате, когда это необходимо, у нее пятерки по любимой литературе, и она мечтает поступить в педагогический и стать воспитателем.

Успели написать о Коле

Карельский отшельник Николай Тухкала утонул спустя месяц после публикации на «Таких делах» истории его жизни в лесу. Тухкала взял ружье, собаку и ушел на охоту по льду протоки Хирвисалми. Через несколько часов в дом прибежала мокрая собака с Колиной перчаткой в зубах. Дома был его сосед Саша — собака потянула его к проруби и долго не уходила с этого места. Сначала думали, что, может, выбрался. Коля бывалый, 25 лет жил в лесу, уходил от медведя, замерзал почти насмерть в суровые зимы, нырял в прорубь. Искали несколько дней, не нашли.

Коля ТухкалаФото: Михаил Доможилов для ТД

Автор публикации Женя Волункова написала на своей страничке в Facebook: «Вспомнила, что фотограф Миша Доможилов, с которым мы ездили в эту командировку, спросил у меня как раз там, в избушке отшельника, умирали ли у меня герои. Раньше никто об этом у меня не спрашивал, и я сидела и крепко думала — умирали ли и кто. Могла ли я тогда подумать, что этот вопрос именно там, у Коли Тухкала, обретет такой горький смысл? Коля был хороший. С прибабахом, диким и пофигистическим образом жизни. Но добрый. Беззлобный, беспечный человек. Он не очень любил людей, но очень — природу и животных. У него на Лосиной протоке осталась скотина, собаки и коты. Надеюсь, о них позаботятся».

Дело Тома Сойера будет продолжаться

С момента публикации истории о том, как волонтеры фестиваля «Том Сойер Фест» восстанавливают старинные дома в разных регионах, прошло четыре месяца. За это время преобразились дома в десяти городах — вот фотографии некоторых из них.

Дом в Хвалынске до и послеФото: предоставлено организаторами фестиваля "Том Сойер фест" Дом в Самаре до и послеФото: предоставлено организаторами фестиваля "Том Сойер фест"

Кстати, организатор фестиваля «Том Сойер Фест» в Хвалынске Ира Летягина в 2017 году получила президентский грант на уборку свалок в окрестностях города и обучение жителей экологической грамотности. А сам «Том Сойер» получил президентский грант уже во второй раз — деньги пойдут на организацию работ волонтеров в 2018 году.

Вымирание отменяется

После публикации истории про Михаила Власова, который переехал в село Большая Дергуновка, чтобы изменить в нем жизнь к лучшему, Мишу атаковали читатели. Люди переводили ему деньги на сельские проекты, желали успехов, звали в гости и просились в гости — помогать. Михаила пригласили в качестве эксперта на областной молодежный форум «Иволга», где он выступил с большим успехом.

Миша сидит на крыльце гостевого домаФото: Кристина Сырчикова/SCHSCHI для ТД

Про жизнь Власова сняли сюжет сразу несколько телеканалов, и после одного из них, репортажа НТВ, у него начались проблемы с администрацией села и района. Чиновники решили, что Михаил действует в чьих-то интересах, а жители обозлились из-за неточностей в репортаже, в которых Михаил не был виноват. Власову дали понять, что не нуждаются в его услугах и администрация села будет сама решать свои проблемы. Миша решил, что в первую очередь будет менять мир вокруг себя, на своей земле и в своем доме. Сейчас он продолжает вести группу во «ВКонтакте» «Однажды в Большой Дергуновке», где публикует интересные факты об истории села и рассказывает о своей жизни. Занимается хозяйством, помогает соседям и строит планы по развитию туризма в сельской местности.

Спасен сосновый бор

Год назад «Такие дела» написали о том, как пожилые жители деревни Суна зимой стоят палаточным лагерем в карельском лесу, чтобы спасти его от застройщиков. В бору, который кормит жителей деревни, компания «Сатурн Нордстрой» собиралась разработать песчано-гравийный карьер. Жители деревни поняли, что судом ничего не добьются, и решили защищать лес своими спинами — в буквальном смысле.

Волонтер из Петрозаводска Роман показывает дорогу к лагерюФото: Ксения Иванова для ТД

Они прожили в бору почти девять месяцев, и в марте власти Карелии расторгли договор аренды леса с застройщиком и перенесли строительство в другой район. Кроме того, республиканское правительство заявило о необходимости создания межведомственной комиссии по недропользованию, которая бы предотвращала возникновение социальных конфликтов при разработке участков местного значения. Сунские партизаны отметили победу застольем в бору и теперь живут тихо-мирно в деревне, наслаждаясь прогулками по спасенному лесу.

Круговорот добра

У семилетней Саши — запущенная злокачественная опухоль. Четыре года саратовские врачи не могли поставить правильный диагноз, и Саша ослепла на один глаз. Осенью Саша пошла в первый класс в родном Саратове. В школу она ходит каждый день, как все дети. Но не дольше трех недель подряд. Потому что каждый месяц Саша с мамой садятся в поезд и едут в Москву на химиотерапию.

СашаФото: Андрей Любимов для ТД

В публикации про Сашу мы рассказывали, что как-то в тарелке с гречкой в саратовской больнице девочка нашла мышиный помет. И после такого сюрприза стала бояться больничной еды и часто отказывалась есть. Просила маму готовить что-нибудь вкусное. Но в Москве мама проводит время с Сашей в больнице. Наша читательница Татьяна, узнав про Сашины мытарства с едой, вызвалась время от времени баловать ее чем-нибудь вкусным: то пиццей, то суши, то пирогами. И для Саши каждый раз это маленький праздник.

А в ноябре у Саши с мамой появился еще один неожиданный друг и помощник. Погода была плохая, Саша себя неважно чувствовала после химии, и Татьяна заказала для них такси от больницы. Водитель увидел шрам на лысой голове большеглазой болтушки-пассажирки и поинтересовался у мамы, что с девочкой. И вызвался в будущем бесплатно возить их от вокзала в больницу и обратно, оставил свой телефон. Юля, Сашина мама, говорит, что сначала стеснялась звонить водителю, когда они вернулись в Москву. Но водитель слово сдержал и на прошлой неделе отвез их в больницу на очередной курс химии, а также велел обязательно вызвать его, когда придет время ехать домой. А перед Новым годом врачи отметили, что у Саши появилась «небольшая положительная динамика».

Летняя школа станет регулярной

«Балапанлар» — летняя школа Бэллы Шахмирза для ногайских детей — победила в конкурсе Google «Вдали от столиц». Конкурс — это совместный проект Google и Агентства стратегических инициатив, которое создает карту важных дел и людей в разных районах России, меняющих жизнь региона к лучшему.

Соревнования в «Балапанларе»Фото: Евгения Жуланова/SCHSCHI для ТД

«Балапанлар» прошел в первый раз в августе 2017 года в черкесском ауле Эркен-Шахар, и через месяц об этом вышла публикация на «Таких делах». Бэлла, сама выросшая в ауле, организовала летнюю школу с помощью нескольких друзей и почти на одном энтузиазме. А теперь, после победы, хочет сделать лагерь регулярным и собирает документы на регистрацию НКО. Еще Бэлла побывала на тренинге по неформальному образованию от Совета Европы и теперь готовится провести второй «Балапанлар» в 2018 году, уже с бОльшими размахом и охватом.

Большие планы мистера модельера

Игорь Касев — слесарь-модельер из материала Марии Бобылевой «Доктор слесарь, мистер модельер» — все так же шьет вечерние платья и параллельно роет траншеи в Перми.

Одно из платьев, которое сшил Игорь КасевФото: Сергей Карпов для ТД

Он победил еще в нескольких конкурсах и стал задумываться о переезде в Москву. Для этого он пока хочет накопить денег на первое время жизни в столице, а в планах у него открыть там свое ателье.

Хорошие перспективы

80-летняя бабушка Людмила Яковлевна из материала Владимира Шведова «Хочешь не хочешь, а жить надо» воспитывает внука с инвалидностью. За последние полгода Вова очень повзрослел и теперь старается помогать бабушке как может. Если раньше он и минуты не мог оставаться один, то сейчас бабушка спокойно ходит в магазин, Вова напоминает ей о запланированных встречах и отвечает на телефон, забытый бабушкой дома. Вова очень переживает за свое будущее — он осознал, что после смерти бабушки может попасть в интернат. Благотворительная организация «Перспективы» борется сейчас за право быть вторым опекуном, чтобы в случае смерти бабушки оперативно помочь Вове и уберечь его от интерната.

Вова и его бабушка Людмила ЯковлевнаФото: Наталья Булкина для ТД

История Вовы и его бабушки тронула многих людей. Известный спортивный журналист Виктор Гусев подарил Вове мяч с автографом и талисман чемпионата мира по футболу — 2018, Волка Забиваку, а одна девушка открыла сбор средств в свой день рождения, чтобы поддержать Вову, и передала 140 тысяч рублей проекту НКО «Перспективы» — «Гостевому дому».

Слежка за детьми отменилась

В конце октября руководство московской школы № 2120 сообщило преподавателям, что теперь их обязанностью, которую обещали прописать даже в рабочем договоре, будет ведение «профилактического мониторинга» активности их учеников во всех популярных социальных сетях: «ВКонтакте», Facebook, Instagram, «Одноклассниках». Классные руководители должны были отслеживать, в какие группы вступают учащиеся, что они вывешивают на своих стенах, кого добавляют в друзья. Следить и докладывать руководству школы.

Приказ о том, что классные руководители будут обязаны следить за своими учениками в соцсетяхФото: из личного архива

Илья Панин специально для «Таких дел» поговорил с двумя классными руководителями из школы № 2120 и передал в редакцию копию приказа. Интервью с учителями перепостили около тридцати изданий и ресурсов. Уже в день публикации таинственным «Алгоритмом проведения мониторинга» заинтересовались не только родители учеников школы № 2120, но и федеральные телеканалы. Через два дня приказ № 100-О «О профилактике негативных проявлений среди обучающихся» был отменен.  

Большой отчет про большое дело

В начале года мы рассказывали, как две молодые учительницы — Роксана и Арина — уехали работать в небольшую сельскую школу в Тамбовской области. Как городские жительницы обустраивали свой сельский быт и удивляли своим подходом к урокам и общению с детьми опытных местных учителей. Тогда же училки (они сами так себя называют) посетовали, что дети очень мало читают. Школьная библиотека сгорела, и детской художественной литературы в селе практически нет.

За этот год в жизни училок и села Глазок многое изменилось. Благодаря читателям «Таких дел» у сельской школы появилась библиотека! С февраля и до конца учебного года приходили посылки с книгами — их привозили друзья, знакомые и совсем незнакомые люди. Дети вместе со взрослыми разбирали коробки и так прониклись процессом, что стали запоем читать. «Вы даже не представляете, с какой скоростью читают ученики начальной школы, — рассказывает Арина. — Пятиклассники, у которых в кабинете стоят шкафы с книгами, сначала завели тетрадку, куда все записывались. А потом мы с ними сделали для каждой книги карточку. Книги для старших тоже пользуются спросом. И даже среди учителей. Мы гордимся своей библиотекой и не устаем благодарить всех за этот непрекращающийся праздник!»

Арина Сачкова и Роксана ПономаренкоФото: Оксана Юшко для ТД

Пути двух наших героинь разошлись. Во время летних каникул Роксана вышла замуж за друга детства. Но к началу учебного года вернулась в Глазок с настроем проработать еще один учебный год. Однако пережить разлуку с мужем оказалось трудно, и в ноябре Роксана вернулась домой, на Урал. А накануне Нового года узнала, что станет мамой. «Расставание с детьми, с Надеждой Дмитриевной и другими учителями было очень тяжелым… Это одни из самых лучших и бесконечно дорогих людей. На память о Глазке у меня осталось много драгоценных вещиц, особенно важны письма от ребят», — говорит Роксана. И еще один дар Глазка — кот Шуршун. Котенок родился на пороге дома девушек 1 сентября, и Роксана увезла малыша с собой. Сейчас Роксана работает в школе в своем родном Полевском, преподает русский и литературу в пятых и шестых классах.

В Глазок преподавать физику приехал еще один участник проекта «Учитель для России» — Артем Александрович. Его поддержка была очень ценна Арине, когда Роксана уехала. «Было непросто. Непросто мне оставаться одной. Непросто шестиклассникам оставаться без классного руководителя. Непросто восьмиклассникам, которые очень привязались к своему учителю русского и литературы. Непросто Надежде Дмитриевне, директору школы, которой необходимо было найти нового учителя в середине года. Но, конечно, труднее всех пришлось Роксане. Это было непростое решение», — говорит Арина.

Летом училки с коллегами по программе придумали и начали воплощать проект школьных обменов «Привет, я тоже из России». В сентябре — октябре провели первый обмен между селами Глазок и Платоновка. Теперь планируют еще восемь обменов между разными регионами России и даже запустили краудфандинг на Planeta.ru, чтобы оплатить дорожные расходы школьникам. «За год изменились дети, — отмечает Арина, — повзрослели, научились работать в группах, лучше читают, легче откликаются на новые форматы и игры. Дел много, но силы появляются, когда дети подбегают спрашивать, когда мы еще будем делать что-нибудь этакое: плести фенечки, печь пряники, когда будет зимний лагерь с лыжными походами, театром теней, концертами и мастер-классами с интересными людьми. Силы появляются, когда понимаешь, что все это не зря. Что ты правда можешь сделать кого-то счастливее».

Новогодние козы для Лешки

А перед Новым годом случилась еще одна совершенно чудесная история. 20 декабря Виктория Микиша написала про Лешку Кузнечика из Биробиджана, а уже через неделю москвичка Людмила подарила ему двух коз, о которых Лешка давно мечтал. И сказала: «Я очень люблю домашних животных и себе бы козу хотела, но я в городе живу. А тут прочитала, и так меня тронула эта история… Пусть, думаю, у этого мальчика козы будут!»
Лешкины вымечтанные козыФото: из личного архива

За козами ездили в соседнюю деревню, тщательно выбирали. Одна коза беременная, в марте родит, будет молоко. А Лешкина семья пока старый сарай из шпал укрепляет фанерой и закупает комбикорм и сено. Скоро козы переберутся из дома в сарай. Лешкина бабушка сказала, что раз козы уже есть, то нужно полноценное хозяйство заводить. Решили, что накопят на одну свинью, потом на вторую, а летом, если будут деньги, теленка купят. Лешка счастлив — у него теперь есть паспорт и козы.

Редакция «Таких дел» искренне благодарит всех наших читателей и героев публикаций. За то, что вам не все равно. За сочувствие и помощь тем, кому тяжелее. За то, что вы никогда не проходите мимо.

Exit mobile version