На родине я работала журналистом — сначала на телевидении, потом в газетах и журналах, между декретами написала книгу. Переехав, я даже не предполагала, что в 35 лет передо мной снова встанет вопрос: «Кем я хочу стать, когда вырасту?»
По моему опыту общения с другими «понаехавшими», этот вопрос обязательно встает рано или поздно. Как правило — на третий год после переезда. Первый год ты пытаешься справиться с тоской по родине и родным, прокладываешь свои тропы в новом городе, привыкаешь к новой жизни. Второй год интенсивно учишь язык. А на третий год начинаешь задумываться: а дальше-то что? Кем я буду тут, в новой стране, «когда вырасту»? Для себя ответ на этот вопрос я получила на втором году нашей жизни в Германии.
К тому моменту я перепробовала все известные мне способы изучения иностранного языка и изобрела собственные:
— я занималась индивидуально с репетитором по скайпу;
— я отучилась от уровня А1 до уровня В2 в двух языковых школах. Причем курс В2 мне пришлось повторять дважды. Это было моей расплатой за дружбу с красивым аргентинским мальчиком с моего курса. (Никогда не садитесь в языковой школе на заднюю парту с красивыми аргентинскими мальчиками! Велик риск того, что весь трехмесячный курс —за который вы заплатили, между прочим — пролетит мимо ушей).
— я учила немецкий с языковым партнером;
— я смотрела фильмы на немецком, слушала радио, читала немецкие журналы и детские книги;
— я нашла себе немецкую подругу, в конце концов!
Но более-менее свободно я начала говорить, только когда пошла в немецкий детский сад на практику (читай, на неоплачиваемую работу). И там буквально в течение первой недели я поняла, кем хочу быть. Воспитателем.
Когда я говорю кому-то, что в России работала журналистом, а сейчас учусь в Германии на воспитателя, реакция обычно очень эмоциональная. Особенно у немцев.
Я на одном из первых уроков, на которых мы рассказывали о себеФото: из личного архива«Mein Gott! У тебя была такая интересная работа — Журналистом! (С большой буквы и с придыханием). И после такой работы ты хочешь пойти в… воспитатели?! (С маленькой буквы и с сомнением в голосе).
Так примерно реагирует каждый первый человек, кроме моего мужа и моей мамы. Они-то горячо поддерживают мою затею. Поэтому мне захотелось выступить в защиту своей новой профессии. Ведь нет ничего чудеснее работы воспитателем в Германии!
Во-первых, в немецких садиках гендерно сбалансированные коллективы. Да-да, там работают мужчины. Да какие! Молодые, активные, симпатичные. В каждом немецком саду есть какое-то количество мужчин-воспитателей. А в том саду, где я была на практике, их была ровно половина. Мне кажется, на этом пункте можно уже и закончить защиту моего решения. Но я продолжу.
Немецкие воспитатели нормально зарабатывают — около двух с половиной тысяч евро в месяц до уплаты налогов. В моем случае после налогов у меня будет оставаться около 1300-1500 евро. Конечно, зарплату воспитателя нельзя сравнить с зарплатой учителей, адвокатов или программистов. Но работа с 8.00 до 15.00- 16.00 за 1500 евро в месяц — это довольно неплохо, я считаю.
Проработав четыре месяца в садике в Берлине, могу с уверенностью сказать, что эта работа может быть в кайф. Она, конечно, не всем подходит. Дети — они везде дети: и в немецком саду они кричат, плачут, ссорятся и писают в штаны. А воспитатели их усмиряют, вытирают сопли, развлекают, меняют подгузники. Но в немецком саду больше свободы и… пофигизма что ли. Дети говорят воспитателям «ты» и дарят им свои поделки. Воспитатели говорят детям «мой мышонок» и пекут с ними хлеб. В группе меньше детей. Обычно — не больше 15. С детьми больше гуляют — причем не только на площадке у садика (многие сады и вовсе не имеют собственной площадки). Воспитатели водят детей в парки, музеи, на выставки, ездят с ними на фермы и катаются на корабликах. Лето, которое я провела на практике в берлинском садике, было одним из самых интересных в моей жизни.
Суммировав все за и против, я решила выучиться в Германии на воспитателя и убить тем самым максимальное число зайцев:
— получить немецкий диплом;
— получить новое образование в стране, где мы, судя по всему, остаемся;
— и выучить, наконец-то, уже этот немецкий!!!
Государство тут поддерживает тех, кто хочет учиться. И даже оплачивает учебу. Недешевую, кстати. Мой двухлетний курс на воспитателя (это нечто вроде нашего техникума) стоит семь тысяч евро, плюс в течение этих двух лет мне оплачивают проездной на все виды транспорта. Это еще две тысячи евро.
Мне, конечно, пришлось пройти огонь, воду и шестичасовой экзамен (немецкий + логика + математика + тест IQ), и собеседование с психологом. А также собрать чемодан документов, чтобы получить направление на учебу. Но я не жалуюсь. Наоборот — до сих пор не могу поверить, что это уже со мной происходит. Я учусь в Германии на воспитателя совершенно бесплатно! И мне даже выдали самый настоящий студенческий билет.
Да, я только начала. Вполне возможно, через пару месяцев учеба раскочегарится так, что я полезу на стенку. Но пока за три недели учебы:
Моя табличка и рабочая тетрадьФото: из личного архива— я нашла двух подруг (и больше никаких аргентинских мальчиков!);
— посмотрела три художественных фильма. Один — на занятии по праву, которого я больше всего боялась;
— нарисовала две картины на занятии по искусству (одну мелками и одну акварелью);
— узнала и попробовала несколько подвижных игр с мячом на спорте;
— выписала пару страниц новых слов. Не так уж и плохо, если учесть, что я была уверена, что буду ежедневно исписывать пару тетрадок новыми словами.
Конечно, на занятиях мы не только поем, смотрим фильмы, рисуем и играем в мяч (хотя и этого — предостаточно). У нас есть психология, педагогика, наука, право, немецкий. Случаются интересные дискуссии. Но в целом учеба на воспитателя пока мне видится такой же веселой и интересной, как и работа им же.
И самое главное — с каждым днем я все больше предвкушаю, как выйду на работу к детям. Меня ждет интересное будущее. Так что самое главное было определиться: кем же я хочу все-таки стать, когда вырасту?
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»