Фото: Лиза Жакова для ТД

Таких, как Лена, — тысячи. Им мало кто хочет помогать. Чаще они слышат излюбленное «Зачем рожала?»

Я фандрайзер в петербургском благотворительном фонде «Теплый дом». Мы поддерживаем семьи, из которых могут изъять детей. И я очень хочу рассказать вам самую обыкновенную историю. Историю, которых в нашей стране тысячи. Про маму, которой не поможешь окончательно ни за год, ни за два. Которую, возможно, всегда нужно будет немного поддерживать. Такую, про которых принято писать в комментариях: «Зачем рожала?» И про детей, в которых принято не верить просто по факту рождения «не в той» семье. Таких мам без поддержки обычно быстро лишают родительских прав. Они спиваются. И уходят в небытие. А дети вырастают в детских домах. И все повторяется снова.

ЛенаФото: Лиза Жакова для ТД

Я хочу рассказать про одну из таких мам, которую уже почти шесть лет поддерживает «Теплый дом».

Лене 31 год. Неизвестно даже, где родилась. В документах прочерк. Выпускница детского дома, окончила коррекционную школу. После интерната выучилась в ПТУ на повара и швею. Мать троих здоровых детей. Славе — пять, Ксюше — три, Никите — год. Отец детей — Ленин бывший одноклассник. С семьей не живет, но иногда помогает чем может. То тысячу принесет, а то даже и шесть. Он тоже выпускник детского дома: жить вне казенных стен, строить семью, быть отцом его никто не учил.

Лена
Фото: Лиза Жакова для ТД
Дома у Лены
Фото: Лиза Жакова для ТД

У Лены долг за коммунальные платежи больше 150 тысяч. Дело в том, что Лена после детского дома вообще не знала, что за отопление, воду и электричество нужно платить. В какой-то момент она об этом узнала и стала стараться платить по счетам, но долг все равно накопился. Для Лены сумма долга — космическая. А государственную соцподдержку (ГСП) с долгом за коммуналку не получить. Хотя ГСП могла бы больше чем вполовину покрыть долг. Лена с тремя детьми живет в маленькой комнате в коммунальной квартире. На детские пособия, нерегулярную помощь отца детей и материальную поддержку «Теплого дома». Еще подрабатывает уборщицей в саду, в который ходят старшие дети. На самом деле Лена здорово справляется. Особенно по сравнению с тем, как справлялась шесть лет назад.

Лена и НикитаФото: Лиза Жакова для ТД

Тогда она пришла к нам в фонд пьяная и беременная Славой. О фонде ей рассказали в районном центре помощи семье и детям. До беременности Лена вообще никогда в своей жизни не видела младенцев. И отчаянно боялась того, что не сможет даже просто взять ребенка на руки так, чтобы ему не навредить. В фонд Лена пришла с вопросом: «Что мне делать, если я боюсь детей?» Мы позвали беременную Лену ходить на наши группы поддержки для мам с малышами. Там Лена впервые увидела младенцев и других мам, которые справляются. Рожать Славу было уже не так страшно. Я тогда еще не работала в фонде, поэтому мучаю социального работника Дашу:

Лена и Никита
Фото: Лиза Жакова для ТД

— Даша, скажи, ну где эта грань, за которой Лена пить бросила? За которой вы почувствовали наконец, что дети в безопасности и Лена справляется?

— Знаешь, был момент, когда мы серьезно собирались связываться с опекой. Но в Ленином районе она очень плохо работает. Детей не забирают даже из семей, где люди пьют не просыхая. Но, с другой стороны, мы почти сразу почувствовали, как Лена хочет остаться со Славой. Как она любит его и старается. Делает все, что может. Могла она не очень много. Но мы в нее поверили. Не зря, как видишь.

Лена с детьми, Ксюшей и Никитой, в «Теплом доме»Фото: Лиза Жакова для ТД

Лена перестала пить, когда Слава был младенцем. С тех пор мы никогда не видели ее пьяной. Когда Слава начал ползать, Лена очень боялась выпускать его из кроватки: вдруг что случится. Когда Слава начал ходить, Лена сделала ему шлем из поролона. Врач в поликлинике напугала ее, что если у Славы будут шишки, то сына отнимут. И вот Лена придумала решение. Когда Слава в поролоновом шлеме появился на группе в фонде, наш психолог долго разговаривала с Леной о том, почему Славе важно научиться пользоваться собственным телом и оценивать опасности. Лена шлем сняла.

Лена играет с детьми в «Теплом доме»
Фото: Лиза Жакова для ТД
Ксюша и Слава в «Теплом доме»
Фото: Лиза Жакова для ТД

Мы, конечно, рассказывали Лене о контрацепции, но Ксюша все-таки появилась, а затем и Никита. Здоровые и красивые дети. Когда Слава был маленьким, Лена могла на него крикнуть. И даже ударить. Сейчас на Никиту, Ксюшу и Славу Лена не кричит никогда. Лена ждет, договаривается, жалеет, переживает вместе с детьми.

— Лена, а что для тебя самое трудное в материнстве?

— Ну знаешь, вы карточки даете, чтобы продуктов купить. И мне очень трудно в магазине выбрать, что именно нужно. Вначале совсем тяжело было. Хорошо, что со мной Наталья Сергеевна ходила и мне помогала. Сейчас тоже бывает трудно, но я уже помню, что мне нужно.

Лена играет с детьми в «Теплом доме»Фото: Лиза Жакова для ТД

Наталья Сергеевна — соцработник «Теплого дома». Все эти годы мы помогаем Лене комплексно. Мы писали ходатайства, чтобы детей без очереди взяли в детский сад, мы ходили в опеку, мы находили детям кроватки, покупали холодильник. Мы ходили с Леной за продуктами и в МФЦ выяснять про пособия и долги. У нас Лена берет подгузники и одежду для ребят. Мы всегда снимаем трубку и отвечаем на Ленины вопросы, мы говорим с ней часами, если нужно, и ездим к ней домой.

Мы не одни помогаем Лене. У Лены есть талант — ей хочется помогать. Потому что она и сама, даже ничего не имея, постоянно стремится отдавать. Получив задержанное на несколько месяцев пособие, она купила на все деньги санки для детей в детском доме. За работу с Леной расплатились огромным арбузом, и она принесла его к нам в фонд — с окраины города, добираясь с тремя детьми, чтобы угостить других детей. Родители ребят из садика, куда ходят Ленины дети, приносят ей одежду и еду, кондукторы в автобусах заносят коляски, люди на улицах доносят вещи. При этом ей все равно нередко приходится слышать вопрос: «Зачем рожала?», особенно в государственных учреждениях. Тогда Лена очень расстраивается и рассказывает об этом психологу в фонде.

Лена с детьми в «Теплом доме»
Фото: Лиза Жакова для ТД

Лена рассуждает по-другому. Не знаю, с чем это связано — с давней педагогической запущенностью или все же с реальностью каких-то диагнозов, с которыми она оказалась в коррекционной школе.

Вот уже пять с половиной лет Лена ходит на еженедельные семейные группы в «Теплом доме». Здесь она научилась не бояться брать Славу на руки, делать ему массаж, бесстрашно отпускать его ползать, даже несмотря на то, что на коленках могут остаться синяки. А ребята узнали, каково это — быть услышанными и важными. А еще здесь они могут кричать громко-громко, бегать быстро-быстро, пачкаться красками и шалить… То есть делать все то, что невозможно сделать в десятиметровой комнате в коммунальной квартире.

«Иногда так устаю и так далеко ехать, но все равно каждый раз еду в “Теплый дом”. Потому что я здесь отдыхаю, что ли. Порисую с ними, поиграю. Потому что я могу побыть здесь маленькой». 

У Лены не было детства. И вот спустя десятки лет она тоже может поиграть, похохотать, попеть песни. И наконец вырасти.

Я уверена, что за редким исключением каждая выпускница детского дома или девушка, выросшая в неблагополучной семье, решившая рожать, очень хочет остаться рядом со своим ребенком и дать ему то детство, которого у нее самой не было. Но у нее нет опыта, и ей очень страшно. И вместо поддержки и веры в нее общество, врачи, социальные службы нередко еще сильнее ее пугают. Но не веря, что ты можешь быть лучшей мамой для своего ребенка, ею стать невозможно. Зато можно опустить руки. Хорошо, что с Леной так не случилось. И Слава, Ксюша и Никита растут дома, в любви и безопасности.

Лена и НикитаФото: Лиза Жакова для ТД

При этом есть вещи, в которых Лене все равно всегда нужна будет поддержка: например, в заполнении документов и отстаивании своих прав. Но это же такая ерунда по сравнению со всем тем, чему Лена уже научилась.

Не очень трудно собирать деньги, рассказывая историю про маму, которая случайно, вчера, внезапно оказалась в «кризисной» ситуации, и вот мы ей сейчас поможем за пару месяцев, и все хорошо: работа, достаток, измеримый успех… Но наши подопечные не всегда такие. В основном это одинокие мамы, у которых позади неблагополучное детство. И поддерживать их нужно дольше. Но эта помощь не бессмысленна. И очень нужна. Хотя бы у их детей будет больше шансов прожить другую жизнь. А для этого «Теплому дому» очень нужна ваша поддержка. Любое пожертвование — 50, 100, 200 рублей — поможет лишенным детства невыросшим девочкам наконец-то вырасти и стать лучшими мамами для своих детей.

Сделать пожертвование

Вы можете им помочь

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — «Таких дел». Подписывайтесь!

Помочь

Оформите пожертвование в пользу организации «Теплый дом»

Выберите тип и сумму пожертвования
Читайте также
Всего собрано
292 947 100
Текст
0 из 0

Никита и Слава в Теплом доме

Фото: Лиза Жакова для ТД
0 из 0

Лена

Фото: Лиза Жакова для ТД
0 из 0

Лена

Фото: Лиза Жакова для ТД
0 из 0

Дома у Лены

Фото: Лиза Жакова для ТД
0 из 0

Лена и Никита

Фото: Лиза Жакова для ТД
0 из 0

Лена и Никита

Фото: Лиза Жакова для ТД
0 из 0

Лена с детьми, Ксюшей и Никитой, в "Теплом доме"

Фото: Лиза Жакова для ТД
0 из 0

Лена играет с детьми в "Теплом доме"

Фото: Лиза Жакова для ТД
0 из 0

Ксюша и Слава в "Теплом доме"

Фото: Лиза Жакова для ТД
0 из 0

Лена играет с детьми в "Теплом доме"

Фото: Лиза Жакова для ТД
0 из 0

Лена с детьми в "Теплом доме"

Фото: Лиза Жакова для ТД
0 из 0

Лена и Никита

Фото: Лиза Жакова для ТД
0 из 0

Пожалуйста, поддержите фонда «Теплый дом» , оформите ежемесячное пожертвование. Сто, двести, пятьсот рублей — любая помощь важна, так как из небольших сумм складываются большие результаты.

0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: