Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем cookie-файлы. Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование cookie-файлов. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой, чтобы узнать больше.
Новые тексты появляются благодаря вашим пожертвованиям. Но мы лишились почти всех регулярных пожертвований из-за вынужденной смены платежной системы.
ПОДДЕРЖАТЬБез церквей, нагаек и папах, но с уважением к традициям, верой и тесной связью со своими корнями и историей своей страны. Жизнь казачьего хутора под Волгоградом — в проекте фотографа Сергея Карпова
Я ездил в хутор Мартыновский этим летом — на фотофестиваль и арт-резиденцию «Мартынов городок». Федя Ермолов [организатор фестиваля и резиденции, музейный работник из Волгограда. — Прим. ТД] позвал меня как фотографа — а я занимаюсь Нижней Волгой и степью вокруг этого региона, всеми этими историческими контекстами и нарративами, поэтому мне было интересно.
Геннадий Петрович Михайленко
Приехал, прожил в Мартыновке пять дней, за это время много с кем поговорил-познакомился.
Хутор основан в XVII веке как один из казачьих форпостов на пути в степь. Южнее Мартыновского не было ничего, кроме кайсаков, калмыков, остатков Золотой и Серебряной Орды и так далее.
И интересно, что в начале века, когда после войны со шведами Петр Первый стал ужесточать сбор налогов с населения империи, донские крестьяне обратились за помощью к казачеству, и произошло Булавинское восстание, активными участниками которого были казаки с хутора Мартыновского. Это были казачьи отряды, которые на протяжении двух лет гоняли царские армии по степи, защищая людей от невероятных поборов со стороны властей.
За это Петр дотла уничтожил с десяток таких городков, в том числе и Мартыновский, но потом он восстановился. И даже сегодня это чувствуется: есть ощущение, что люди там существуют скорее по каким-то негласным правилам справедливости.
В основном люди, живущие в Мартыновке, — это потомственное казачество, но без каких-либо внешних знаков отличия. Нет никаких папах, нагаек и прочих видимых атрибутов — ну или есть, но лежат где-то в гардеробах, люди этим и не кичатся.
При этом эта наследственность казачья дает некоторую репрезентацию даже внутрь пространств, в которых они живут. Например, во всех домах казаков на хуторе огромное количество разных дверей. Мы зашли к одной бабушке в дом и только видимых у нее насчитали 28 дверей в небольшом хозяйстве на 15 сотках. Это традиционная казачья модель.
Интересно было наблюдать за тем, как они относятся к официальному православию: в хуторе нет ни одной церкви, единственный молельный зал — это спортивный зал бывшей школы. Сюда раз в полгода-год приезжает священник: он приезжал как раз и в тот момент, когда я там был, — и вот на службе было человек 10—15.
Кроме того, есть мужик, причем приезжий, который 12 лет пытается построить храм своими руками. Пока здание все еще не достроено и больше на обсерваторию похоже, но тем не менее. И он говорит, что выкупил землю под него и, когда начал строить, предполагал, что казачки ему помогут, но вместо этого люди ходили и крутили пальцем у виска: тебе надо, ты и строй. При этом многие ходят с крестиками, у многих они — старообрядческого типа, но не знаю, являются ли они старообрядцами. Ощущение интересное — как будто в среде раскольников-беспоповцев находишься.
Казачество вообще такое немного само в себе. К нашему приезду людей уже предупредили, что будут приезжать фотографы, но все равно местные не очень охотно пускают к себе. Скорее так: стоишь, у калитки разговариваешь, но домой не пустят попусту.
С одной стороны, моя задача была такая разведческая: приехал, посмотрел, что это за пространство и как с этим можно взаимодействовать дальше.
С другой — активаторская: чтобы наша с Федей первая попытка что-либо сделать не отвернула от нас местное сообщество. Это очень важно: когда приезжают какие-то заморские варяги, москвичи, волгоградцы, в села и «причиняют добро», а местным это совсем не нужно.
Поэтому было аккуратное прощупывание: мы ходили по людям, знакомились, смотрели их архивы, узнавали, как они живут, существуют, что-то о местном контексте.
А еще я хотел показать людям, живущим в Мартыновском, их хутор, но немножко под иным углом, взглядом вне повседневного контекста и восприятия, чуть-чуть мифологизировать для самих жителей села те контексты и пространство, в которых они существуют. В этом ключе и делал фотографии.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намКаждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
ПоддержатьПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»
Чтобы подтвердить адрес почты, перейдите по ссылке в письме, которое мы отправили
Что-то пошло не так
Обновите страницу и попробуйте ещё раз
Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Вид данных | Цели обработки |
---|---|
имя, фамилия, отчество, e-mail, телефон, данные банковской карты, IP (местонахождение), пол, адрес, возраст | совершение пожертвований на сайте (сервисах) Фонда |
имя, фамилия, отчество, e-mail, номер телефона, адрес, данные банковских карт, ссылки на социальные сети, фотография, пол, возраст (дата рождения) | создание Личного кабинета на Сайте (сервисах) Фонда |
имя, фамилия, отчество, e-mail, номер телефона, должность, место работы, фотография, данные банковских карт, IP (местонахождение), пол, адрес, возраст | участие в проектах Фонда |
имя, фамилия, отчество, e-mail, номер телефона, адрес доставки (город, улица, номер дома, квартиры), данные банковских карт, IP (местонахождение), пол, адрес, возраст | совершение покупок (товаров и/или услуг) |