Фото: Владимир Аверин для ТД

В Оренбургской области начался важный проект: люди, проживающие в психоневрологических интернатах, которые раньше нигде не учились, пошли в школу. С октября в Бузулуке и Оренбурге 30—40-летние ученики стали заниматься по специальной двухлетней программе

Воспитанница из Оренбурга, 26 лет. Девушка проживает в геронтологическом центре «Долголетие» в Оренбурге, а до этого жила в ПНИ Бузулука. Недавно она оставила запись на своей странице в соцсети (орфография и пунктуация сохранены): «…я как первоклашка, радоюсь этому прекрасному дню, потому что именно в этот день все ребята из интерната в первые в жизни, сядут за школьную парту, не смотря на свой возраст. Я очень хочу сказать сердечное спасибо, всем тем, кто дал нам этот прекрасный шанс, получить то, что нам когда-то не дали, это образование. Учиться в школе, я хотела и мечтала, ещё в детдоме, хотела быть хоть капельку умнее, хотела получить знание. Когда меня спрашивают люди, училась ли ты в школе??? что я отвечу им на этот вопрос? НЕТ, они с удивлением смотрят на меня, и говорят, а как же детский дом, и твоя учительница? И я не знаю, что им сказать…»

Понять, почему девушка много лет назад получила статус необучаемой, невозможно. Письменно выражать свои мысли она научилась довольно быстро — в проекте «Открывая двери».

«Мотивация к учебе у многих людей, проживающих в ПНИ, очень большая, — говорит Наталья Калиман, директор АНО “Диаконический центр “Прикосновение”. — Люди хотят получить дееспособность, пусть даже ограниченную, и какую-то специальность. Мы понимаем, что большинство из них вряд ли смогут жить без сопровождения, но и к сопровождению тоже нужно быть готовым».

Девушка, проживающая в ПНИ, на онлайн-занятии. В этот раз читали и обсуждали «Евгения Онегина»
Фото: Владимир Аверин для ТД

Наталья показывает мне на своем телефоне видеосообщения. В одном девушка, подбирая слова, говорит: «Мне 28 лет, я проживаю в интернате. Я хочу учиться. Может, какой толк будет…» На другом — женщина за тридцать: «Я хочу всему научиться: читать, писать — и мечтаю ветеринаром быть». Люди пишут Наталье, потому что хотят присоединиться к онлайн-занятиям «Прикосновения».

Первые двери

А началось все с проекта «Открывая двери», который включал программы по подготовке к сопровождаемому проживанию. В нем участвовали тридцать человек с особенностями развития: двадцать подростков из Гайского детского дома-интерната и десять молодых людей, проживающих в психоневрологическом отделении геронтологического центра «Долголетие». В проекте ребята учились готовить, покупать продукты, следить за своей одеждой и домом, оплачивать счета, а еще — читать и писать элементарные анкетные данные.

«Всего сейчас таких школ три, но первой была школа в городе Гай, которая два года назад приняла 17—20-летних учеников из детского дома-интерната, — вспоминает Наталья. — Когда проект “Открывая двери” только начинался, мы ограничили участников возрастом 35 лет. И тут мне звонит директор “Долголетия” и говорит: “У меня неделю уже сидит женщина под дверью и просит, чтобы ее взяли учиться, но ей 40 лет”. Я говорю: “Ну давайте сделаем исключение”. Звали ее тоже Наталья. И она с таким желанием училась! Научилась читать, считать и очень ждет сопровождаемого проживания — это ее мечта. Пожалуй, это единственный человек из нашей группы, которого я бы взяла на работу. Да, она пишет с ошибками, но на это я вообще закрываю глаза, я тоже иногда ошибаюсь…»

Девушка, проживающая в ПНИ, на онлайн-занятии
Фото: Владимир Аверин для ТД

Проект «Открывая двери» длился два года. И можно было бы в 2020-м начать новый этап, но случилась пандемия, а с нею карантин. И тогда Наталья Калиман предложила знакомым подопечным из интернатов заниматься чем-то развивающим онлайн.

«Мы сделали группу в ватсапе, и ребята стали говорить: “А вот еще есть другие, кто хочет, из других интернатов…” Я сказала, что, если кто-то еще из ребят хочет, им нужно как-то заявить об этом. И тогда они стали присылать сообщения: “Наталья, пожалуйста, примите в группу, я хочу учиться, я хочу быть в вашей группе!” Послания были душераздирающие. Их до сих пор все шлют и шлют! Сегодня у нас занимаются 26 человек из разных интернатов».

Чтение со смыслом

— Как часто вы занимаетесь?

— Занятия проходят один раз в неделю, в субботу. Сначала ребята научились пользоваться ссылками на зум, создали электронные адреса. Те, кто не мог писать, освоили значок микрофона и присылают записи, было прям отлично. Они все выросли в одном детском доме-интернате, их потом развезли по разным ПНИ. И первые несколько сессий все просто кричали: «Привет! Как ты изменился!» То есть люди впервые за много лет встретились в онлайн-пространстве, и это были такие встречи! Мы сами плакали иной раз. А потом уже началась работа… Они научились смотреть презентацию. Научились не говорить все вместе — даже если мы выключали микрофон, они умудрялись все равно его включать. Научились поднимать руку, отвечать по очереди. Мы стали давать домашние задания. Сначала был чистый «окей гугл»: мы видели, что это просто скопированный текст, в котором они даже ничего не понимали. Но сейчас ответы стали осознанные, пусть и корявые, но они именно читают текст, стараются понять.

Наталья на онлайн-занятии с подопечными
Фото: Владимир Аверин для ТД

— И что вы делаете на занятиях?

— Темы очень простые и приземленные. Продиктованы жизнью. Например, Екатерина Шуптарская ведет блок «Одежда»: куда и как одеться, как подобрать подходящий событию костюм. Некоторые ребята в первый раз вообще вытащили свой гардероб и посмотрели, что у них есть. Поняли, что одежда бывает не только та, в которой ты ходишь каждый день, она может быть и нарядная, и рабочая. Разбирали аксессуары.

Следующий блок у нас ведет Наталья Саламова — это чтение со смыслом. Она читает короткий текст, потом они его обсуждают, задают вопросы, потому что некоторые вещи бывают непонятны. Что такое ахиллесова пята, например.

Мои темы — о социальных нормах. Например, какие существуют личные документы, какой самый первый документ — теперь все знают, что это не паспорт, а свидетельство о рождении. И большинство из них его ни разу не видели… Мы говорим о том, что такое дееспособность и ограниченная дееспособность, что это наши права и обязанности.

Девушка, проживающая в ПНИ, на онлайн-занятии
Фото: Владимир Аверин для ТД

Еще один блок ведет волонтер Александр Шабольников, он профессиональный музыкант, играет на множестве инструментов. Александр ставит им музыку, ребята ее слушают и обсуждают. Скоро появится блок о профессиях, потому что мы должны их как-то сориентировать на самостоятельную жизнь. Недавно провели опрос, какая профессия может быть им интересна. Были маляр, помощник повара, парикмахер, учитель русского языка и литературы. Упоминались, конечно, и экзотические специальности, например астроном. Мы хотим сделать живые включения от профессионалов. Штукатур-маляр у себя на работе будет показывать, что он делает, и расскажет, как выбрал эту профессию. У нас уже есть список волонтеров разных специальностей, которые выйдут к подопечным онлайн.

«Мы были услышаны»

 Я правильно понимаю, что у всех этих людей, которые на ваших проектах научились читать и считать, нет школьного образования?

— У большинства.

— И они все недееспособны и необучаемы по документам?

— По документам да. Но на сегодняшний день они все прошли психолого-медико-педагогическую комиссию — ПМПК — и все признаны обучаемыми.

— А как они ее прошли? В большинстве регионов ПМПК работают исключительно с детьми.

— Это была инициатива нашего министерства социального развития. Есть такое понятие — «мы были услышаны». ПМПК стала смотреть наших ребят, снимать запись «необучаем» и рекомендовать подходящий им образовательный уровень. С председателем ПМПК я в тесном контакте, это прекрасная женщина, она тоже сопереживает ребятам. Сейчас и в нашем Министерстве образования многое изменилось. Они говорят: да, будем учить, запросили семинар однодневный для учителей. И московский Центр лечебной педагогики уже подтвердил, что готов его провести.

Девушка, проживающая в ПНИ, на онлайн-занятии
Фото: Владимир Аверин для ТД

Так что 35 человек у нас пошли в школу. Пока онлайн, конечно, как и многие школы. Будем апробировать адаптированную для взрослых программу коррекционной школы. Она двухлетняя, и там важно сохранить мотивацию, чтобы молодым и не очень людям не стало скучно, чтобы материал был действительно взрослый, а не детский. И как хорошо, что все время карантина мы занимались: они и зумом теперь умеют пользоваться, и голосовые сообщения записывать!

— А школы как это приняли?

— Я не вижу отторжения. Недопонимание было, но когда я показала, какие посты в соцсетях делают ребята, как пишут, они увидели, что это возможно.

— Если кто-то в другом регионе захочет запустить проект по образованию для людей из ПНИ, с чего вы посоветуете начать?

— Первое и самое важное — договориться с директором учреждения, так как именно он их законный представитель, их опекун. Директор может задать вопрос: «А зачем это нам?» И меня так спрашивали. Я говорю: «Слушайте, ну вот люди слоняются у вас по коридорам, а так они будут заняты, уже хорошо, да? А потом вдруг кто-то будет вам помогать? Или овладеет профессией. Или уйдет на сопровождаемое проживание».

Наталья на онлайн-занятии с подопечными
Фото: Владимир Аверин для ТД

Дальше директор должен обратиться в ПМПК. И потом мы все пишем письмо в региональное министерство образования: «Прошу рассмотреть возможность обучения ребят, прошедших ПМПК». У нас в Оренбурге этот процесс занял несколько месяцев.

Так что проект закончился, но двери в наших ПНИ, можно сказать, приоткрылись. И обратно их не закрыть!

Сделать пожертвование

Этот платеж возможен благодаря фонду «Нужна помощь», который собирает деньги на работу благотворительных организаций нашей страны.

Помочь

Оформите пожертвование в пользу организации «Диаконический Центр «Прикосновение»»

Выберите тип и сумму пожертвования
Поддержите, пожалуйста, наш фонд

Мы существуем только на ваши пожертвования. Вы можете добавить процент от пожертвования на развитие фонда «Нужна помощь»

Читайте также

Вы можете им помочь

Всего собрано
2 637 613 184
Текст
0 из 0

Наталья на онлайн-занятии с подопечными

Фото: Владимир Аверин для ТД
0 из 0

Девушка, проживающая в ПНИ, на онлайн-занятии. В этот раз читали и обсуждали «Евгения Онегина»

Фото: Владимир Аверин для ТД
0 из 0

Девушка, проживающая в ПНИ, на онлайн-занятии

Фото: Владимир Аверин для ТД
0 из 0

Наталья на онлайн-занятии с подопечными

Фото: Владимир Аверин для ТД
0 из 0

Девушка, проживающая в ПНИ, на онлайн-занятии

Фото: Владимир Аверин для ТД
0 из 0

Девушка, проживающая в ПНИ, на онлайн-занятии

Фото: Владимир Аверин для ТД
0 из 0

Наталья на онлайн-занятии с подопечными

Фото: Владимир Аверин для ТД
0 из 0

Пожалуйста, поддержите проект «Диаконический Центр «Прикосновение»» , оформите ежемесячное пожертвование. Сто, двести, пятьсот рублей — любая помощь важна, так как из небольших сумм складываются большие результаты.

0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: