Из-за коронавируса на карантин уходят школы и суды, частные предприятия и мэрии российских городов, но церкви не пустеют. «Такие дела» побывали в часовне в московском районе Гольяново, куда привезли чудотворную икону, и поговорили со священником и прихожанами о том, боятся ли они – и если да, то чего именно
Три пожилые женщины рассказывают мне о чудесах. Мы стоим чуть в стороне от храма священномученика Ермогена в Гольянове. Храм еще не достроен и объят строительными лесами, поэтому чудотворный образ Божьей Матери «Умиление» из брянской деревни Локоть выставили для поклонения в небольшом здании часовни. Рядом с иконой стоит женщина и после каждого верующего протирает стекло тряпкой.
Прихожанке с пронзительным взглядом и усталым лицом, туго обернутым в синий платок, икона помогла с конфликтом в семье. У другой, невысокой боевой женщины без платка, во время войны отец тонул в реке, помолился — и не утонул. Третья, в красном платке, делится историями о светлых батюшках и церквях. Женщины, каждая из которых на вид старше 60, то крестятся, причитая «Слава тебе, Господи», то принимаются обсуждать Украину и вред от просмотра телевизора.
«Ты смотрел икону? — спрашивает одна меня. — Разве это не чудо, что икона отразилась с другой стороны? Какой коронавирус? С нами Бог. Господь не выдаст, свинья не съест. Здесь попаляется все Духом Святым. Это огонь, который мы принимаем. Я не боюсь заразиться, маску не ношу. Храм — это спасение. Храм — это больница для тела и души. Как мы можем здесь заразиться?»
Локотскую икону привезли в Москву на месяц. С 14 марта по 21 апреля верующие смогут прикоснуться к ней в часовне храма в Гольяновском парке. Когда-то эта икона была обыкновенным календарем, который сердобольная женщина купила, чтобы его не выкинули в мусор. Через некоторое время на образе Божьей Матери выступили капли, он замироточил, а позже на обратной стороне проступило зеркальное изображение иконы.
Юрий Иванович Шишков возит «Умиление» по России уже 17 лет. Он описывает историю появления чуда с отточенными интонациями экскурсовода. По словам Юрия Ивановича, во времена Горбачева он работал в бюро путешествий и экскурсий и к церкви относился как к музею этнографии. А потом познакомился с сербом, который хорошо знал православную культуру.
«Он мне сказал: “Юра, ты вообще русский человек?” — рассказывает Юрий Иванович. — “Я, серб, знаю о России больше, чем ты”. Чтобы ее понимать, перечитал Соловьева, Ключевского, Карамзина, потом церковных историков, потом стал читать Достоевского. На “Бесах” споткнулся. Как может нормальный человек это читать? Настолько заумно, за три месяца осилил две трети книги, а последнюю треть прочел за две ночи, практически не спал. Достоевский перевернул мое мировоззрение, и мне стало страшно. Первое, что я сделал, — записался в православное братство, а потом в хор».
Теперь Юрий Иванович всем говорит так: «Я в церковь стал ходить, когда началась перестройка, перешедшая в перестрелку».
Храм священномученика Ермогена в ГольяновеФото: Алексей ПолиховичНесколько лет назад Шишков переболел необычной формой пневмонии, сейчас уже не помнит, какой именно. У него была поражена часть легких. Для укрепления здоровья он мажет ноздри мазью на основе пчелиного воска с добавлением мира от иконы. К панике вокруг коронавируса Юрий Иванович относится с недоумением. Зачитывает мне сообщения жены – та присылает сравнение количества погибших от нового вируса и от онкологических заболеваний. По его мнению, глубоко верующие люди не подвержены панике:
«Есть прихожане, есть захожане, а есть прохожане. Прихожане как ходили, так и будут. Захожане, которые появляются в храме только на Пасху и Рождество, быть может, перестанут появляться. Ну, а прохожане будут мимо храма ходить, как они обычно и делают».
Юрий Иванович ехидно передразнивает журналистов, спрашивающих у него, сможет ли Локотская икона вылечить от «коронного вируса», как он его называет. Нет у него ответа, он пока не знает подобных случаев. Пока что он советует молиться, ведь Бог воздаст по вере, а мысль и слова материальны.
Одна из трех прихожанок рассказывает, что после Чернобыля измеряли радиацию и на территории Киево-Печерской лавры она была нулевая, тогда как вокруг нее — высокая. По ее мнению, колокольный звон очищает воздух от всего дурного. Поэтому на Руси во время мора, пожаров и голода звонили в колокола.
Колокол церкви священномученика Ермогена не звонит, потому что храм еще не достроили. В часовне человек 20, включая небольшой хор. На сваях, удерживающих стены и крышу, подвешены иконы, над ними — люстры с лампочками, напоминающими белые яркие свечи. На полу — линолеум под ламинат. Икона Локотской Божией матери стоит в центре помещения. Справа от нее, именно там, где проходят поклоняющиеся святыне, громко скрипит доска под линолеумом, перебивая голоса хористов. Кто-то сидит за столиком у двери часовни и заполняет листок с напечатанным зеленым заголовком «За упокой».
Священник храма Алексей Довгополый выглядит очень высоким, особенно внутри небольшой часовни. Он ходит от прихожанина к прихожанину, а те кланяются навстречу его рукам.
По его словам, каждый день иконе поклоняется тысяча человек. Это количество растянуто по времени, поэтому больших очередей не возникает. 80 % посетителей часовни — не из прихода священномученика Ермогена, а люди, специально приехавшие прикоснуться к локотской святыне.
«Мы выполняем все требования Роспотребнадзора, — рассказывает отец Алексей. — После каждого человека, который к иконе приложился, она обрабатывается соответствующими средствами, которые Роспотребнадзор рекомендовал. Помещение храма регулярно проветривается, всем сотрудникам регулярно измеряется температура».
Пока мы беседуем со священником перед палаткой с христианской литературой, календариками и мазью на основе пчелиного воска, отца Алексея несколько раз просят о благословении. Вот сотрудница храма идет за одноразовыми перчатками домой. Вот мать с коляской подставляет ребенка священнику и называет имя: «Мария».
Технические изменения в церковные ритуалы внесли по указанию Патриархии. 17 марта руководство Русской православной церкви выпустило инструкцию в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции. Теперь ложечку для причастия — лжицу — необходимо протирать после каждого причащающегося платком, пропитанным спиртом. Священный хлеб велено раздавать в гигиенических одноразовых перчатках, а «запивку» — в одноразовых стаканчиках. Везде, где можно заменить предметы культа одноразовыми аналогами, необходимо сделать это. Патриархия призывает постоянно дезинфицировать помещения и святыни, а также по возможности избегать прямого контакта между священником и верующими.
Юрий Иванович Шишков считает, что новые правила сильно осложнят жизнь духовенству и всем работникам храма из-за большого количества обязанностей, которые требуется выполнять. Отец Алексей воспринимает их смиренно и отвечает Юрию Ивановичу, что «указание есть указание».
В часовне в московском районе Гольяново, куда привезли чудотворную иконуФото: Алексей ПолиховичНекоторые священнослужители усомнились в необходимости таких, как им кажется, радикальных для церкви изменений. Митрополит Томский и Асиновский Ростислав не видит смысла в карантине и считает, что через церковные таинства не может передаться болезнь. А коломенский священник Игорь Тарасов вообще призвал отменить инструкцию как «противоречащую Духу Святой Апостольской Веры и Церковному учению о Таинствах». Церковный журналист Ксения Лученко при этом называет документ «революционным в лучшем смысле слова». «Пожалуй, это вообще лучший официально-бюрократический текст за все 11 лет патриаршества Кирилла. Четкий, внятный, по делу, без завываний, пафоса и идеологии», — пишет она.
Тем временем духовенство Высоко-Петровского монастыря Москвы решило проводить ежедневный крестный ход вокруг своей обители с молитвой об избавлении от эпидемии. Игумен монастыря Петр Еремеев проводит крестный ход без участия прихожан, а в своем инстаграме активно призывает соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Храм Спаса Преображения на Большой Ордынке запустил онлайн-трансляции служб. На сайте храма сообщается, что решение принято из-за того, что во время карантина не все прихожане смогут посещать службы вживую.
«Такие дела» не смогли получить оперативный комментарий Московской патриархии РПЦ о том, планируется ли вносить изменения в режим богослужений в церквях Московской епархии на время противоэпидемических и карантинных мероприятий.
— Что такое коронавирус? — продолжает невысокая прихожанка без платка. — Это Он звоночек нам посылает: идите, покайтесь в грехах, измените свою жизнь. Не покаетесь, с вами будет то же. Вы посмотрите, что делается вокруг. Одни… стыдно сказать… в Библии написано: пидараст. Это слово в Библии, никаких голубых, ориентации…
— Вы знаете, я, как нормальный человек, конечно боюсь, но только я прошу Бога, если можно, оградить от этого безобразия, и уж тем более я не слушаю вот эти вот… — сомневается женщина в синем платке.
— Вот эти нагнетания в СМИ, — продолжает за нее первая.
Женщина в красном платке взволнованно рассказывает про нападения подкупленных Западом раскольников на православные храмы в Украине.
Часовня в московском районе ГольяновоФото: Алексей ПолиховичПрихожанка в синем говорит, что не верит в то, что в магазинах скупили все крупы. По ее мнению, продукты с полок убрали специально, по распоряжению, чтобы потом поднять на них цены. На этот раз с ней соглашается невысокая женщина и говорит, что с медицинскими масками и антисептическими спреями в аптеках произошло то же самое.
Затем они втроем обсуждают, что эпидемия «испанки» сто лет назад пришла не из Испании изначально, а из США, да и в этот раз китайцы якобы делали официальное заявление о контакте первого зараженного коронавирусом с американцем с некоего военного корабля.
— Если у вас есть какая-то задача, которую перед вами поставил Бог, неужели вы думаете, он вам позволит, не сделавши эту задачу, с этим коронавирусом поцеловаться? Да никогда в жизни. У вас будут такие обстоятельства, которые будут вас от этого отводить.
— Какой вирус, когда матерь Божия пришла.
Затем прихожанки возвращаются к чудесам. Одна рассказывает об иконе, которая в Первую мировую помогала русским войскам одерживать победы. Другая — о том, как Николай Чудотворец в виде дедушки в согнутых сапожках вывел из окружения группу российских военных на Северном Кавказе во время одной из чеченских войн.
— Спешите в храм, пока еще звонят колокола. Спешите в храм, пока звонят колокола, — вздыхает женщина без платка.
В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»