Характер выдержанный, морозоустойчивый
Зима в России — это не только долго, но еще и очень холодно. Есть профессии, работники которых большую часть времени вынуждены проводить на улице или в неотапливаемом помещении. Российское законодательство регламентируют такие занятия — например, при температуре минус 10 нельзя работать на улице дольше двух часов, а за четырехчасовую смену должно быть минимум два десятиминутных перерыва на обогрев. Чаще всего эти нормы соблюдать не удается. Фотографы «Таких дел» сняли коллективный проект о людях, работающих на холоде, узнали, почему они работают в таких непростых условиях и как оплачивается их труд
Анна Шулятьева
Людмила Копылова, 48 лет. Котлас, Архангельская область
«Я работаю на гидрологической станции Северного управления гидрометслужбы. В профессии уже 24 года, а это возможно только по большой любви. В 2000 году, после окончания речного училища в Котласе, я устроилась техником на гидрометеостанцию. Поначалу было непросто, но со временем втянулась. Сейчас уже хватает квалификации, чтобы уйти на уровень выше, но здесь все стало родным, и никуда не хочется. Зарплата у меня — 29 тысяч рублей.
В мою зону ответственности входят Северная Двина и Вычегда с притоками, всего 10 постов. Каждый день я контролирую данные, поступающие с наблюдательных постов: уровень воды, ледовую обстановку, в летний период — температуру воды, информацию о загрязнениях. Также делаю отбор и обработку проб на гидрохимические показатели, выполняю нивелировку — это такой вид геодезических работ.
Официально мой рабочий день с 8:00 до 17:00, но ситуации бывают разные. Например, наблюдатель позвонил, что обнаружил нефтяное пятно, — и я сразу выезжаю. Отпуск есть, но по факту нет, я всегда на телефоне и на связи, всегда на контроле, 365 дней в году. У нас нет понятия «выходной день». Мой самый любимый день — 1 января. Что бы ни случилось, в восемь утра я должна быть на службе.
Каждый день я собираю информацию об уровне воды и обстановке на реке от наблюдателей с гидрологических постов по районам и систематизирую.
Сама на лед выхожу три раза в месяц. Проверяю толщину льда и делаю забор проб воды, отмены рабочего дня по морозам у нас не бывает.
Так как работа связана с водой, всегда важно иметь запасные рукавицы и носки
Согреваюсь физическим трудом: быстро двигаюсь, да теплая одежда в помощь. Обязательно беру с собой запасные носки и рукавицы, потому что работаю с водой — руки всегда должны быть в тепле. Мой личный лайфхак: рукавицы на резинке. Их удобно снимать и по необходимости быстро надевать.
Алкоголь для согрева не подходит, горячий чай тоже, на льду нет возможности сходить в туалет. Только плотный завтрак, и вперед!
Даже если 20 градусов мороза, но ты постоянно двигаешься, не замерзнешь. Иногда бывает, что приходится стоять и делать записи, но никто не запрещает в это время поплясать. Зато я всегда в тонусе, всегда улыбаюсь, если у кого-то из знакомых депрессия — предлагаю прогуляться со мной на лед».
Мечта Людмилы — издать свою книгу небольшим тиражом о ледовых явлениях на европейской части севера России. Фотографии и описание в книге она сделала сама.
Алексей Васильев
Дарья Зайцева, 62 года, продавец на рынке. Якутск
Крестьянский рынок в Якутске давно уже закрепил за собой славу самого холодного рынка в мире. Торговля на улице здесь не прекращается с наступлением даже сильнейших морозов. Рынок находится в 10 минутах ходьбы от центра города, вдоль самой длинной городской улицы — Лермонтова. Рядом городской парк, стадион, школа, торговый центр и многоквартирные дома, поэтому в выходные дни здесь бывает особенно многолюдно. Рынок состоит не только из уличной торговой территории, которую можно обойти за пять минут, здесь же находится большое двухэтажное отапливаемое здание, где тоже торгуют.
Дарья Зайцева приехала в Якутск из южной столицы республики, города Нерюнгри, в середине девяностых. «Мы вместе с мужем и четырьмя детьми были вынуждены переехать, потому что попали под сокращение, в Нерюнгри я работала продавцом в государственном магазине».
Сельскохозяйственный рынок открылся в Якутске в 1996 году. Дарья, имея опыт в торговле, оформила ИП и сразу же устроилась туда работать. «Детей надо было как-то кормить, поэтому мне все равно было, где работать, даже если для этого придется с утра до вечера стоять в 50-градусный мороз». Сейчас с Дарьей на рынке работают и две ее дочери, Лариса и Алена, а также супруг Алены Андрей. Работа начинается в девять утра, заканчивается в шесть вечера. Работают посменно, подменяя друг друга. Продают омуля, чира, сельдь, чебака, карасей, нельму, муксуна и даже зайчатину. Есть в наличии и замороженная ягода: брусника, клубника, облепиха, смородина, малина. Вся продукция местная. Зимой, с ноября по апрель, торгуют на улице, а в теплое время — в здании рынка, чтобы хранить продукцию в холодильниках. Летом на улице начинается торговля фруктами и овощами.
Зимой приходится носить несколько слоев одежды: две куртки, жилет из пуха, жилет из овчины, шерстяной свитер, утепленные штаны, штаны из синтепона, чтобы не пропускали ветер, и рейтузы. Валенки и две пары носков. Горячим чаем не стоит злоупотреблять, чтобы не бегать часто в туалет. А еще в стужу помогают согреться бойкие разговоры с коллегами, ну и, конечно же, покупателями: на рынке жизнь кипит.
«Мы думали раньше, чтобы уйти с рынка, но со временем привыкли. Люди, которые здесь работают так же давно, как и мы, стали уже родными», — говорит Дарья.
Ольга Юнашева
Сергей, 38 лет, промышленный альпинист. Владикавказ
Сергей — сотрудник компании «ГорПромИнжиниринг», должность — монтажник-высотник с навыками альпиниста. Вместе с коллегами вяжет защитную сетку от камнепадов на склонах гор. Сейчас работает в Дигорском ущелье Северной Осетии.
«Мне сложно назвать это работой, — говорит Сергей. — Скорее это монетизация хобби. И оно, наоборот, позволяет не ходить “на работу”, а заниматься любимым делом. Сюда я пришел в 2021 году из спорта — из спортивного альпинизма. Раньше я работал менеджером по продажам, занимался логистикой. Совсем другой мир. Во время ковида не хотел устраиваться на работу в помещении, и мне предложили поработать на свежем воздухе. Так и затянуло. И мне очень нравится. Намного интереснее, чем в офисе.
Родился я в Казахстане, там же окончил школу, затем переехал в Осетию. В детстве любил лазать по крышам — видимо, тогда уже подсознательно стремился к высоте.
Мороз переношу хорошо. Здесь, в ущелье, я сильных морозов пока не чувствовал, максимум около минус 10. При большой влажности и осадках мы на работу не выходим: правило техники безопасности.
В мороз главное, чтобы экипировка была правильная. Такая, которая тебе не позволит замерзнуть, но в то же время и не сковывает движения. Обязательно теплые перчатки и термос с горячим чаем. И побольше двигаться.
Работа нестабильная, сезонная, но зарплата — более 150 тысяч рублей в месяц. После такого сезона можно долго сидеть без работы.
Нормы законодательства вообще никогда не смотрел. И хотя мы пока еще ни разу не застали большого мороза, при влажности и в минус 10 очень холодно. По ощущениям работаем, перерывы делаем, контролируем свое состояние сами. Мы сами себе хозяева.
Промышленный альпинизм — тяжелая и нудная работа. А вот недавно пришлось необычно применить свои профессиональные навыки: доставали собаку из ущелья. Помогли ей».
Никита Дубинский
Татьяна, 67 лет, кондуктор трамвая. Екатеринбург
Татьяна — пенсионерка, но при этом уверена, что надо где-то работать, потому что «вот такая ситуация у нас в стране с деньгами не очень благоприятная». Да и детям хочется чем-то помочь.
Закалка помогает переносить морозы, благо предки Татьяны — сибиряки. На Урал она попала после института. Муж был кадровый офицер, и его распределили сюда. Она всегда считала себя подготовленной к морозам. Однако поначалу оказалась не готова к суровым условиям работы в трамвае. Вагон — цельный кусок металла, ночью остывает, и утром необходимо проехать два полных маршрута, чтобы он хоть как-то прогрелся. Начальство при приеме на работу советовало надевать ту одежду, которую можно при необходимости накинуть сверху и так же легко снять. Поэтому у Татьяны всегда с собой пакет с вещами. Обязательно три шапки: самая теплая — ушанка меховая из собачатины. Есть еще шапка с ангорой, плюс сверху капюшон. Главный ее лайфхак борьбы с холодом — активное движение.
Когда ниже 25 градусов мороза, на конечных остановках разливают горячий чай, который можно быстренько выпить. Работает Татьяна много, шесть дней в неделю, да еще и пару-тройку дней из них двойными сменами. Выходит на руки от 45 до 60 тысяч рублей. Если же работать «норму», без переработок, то выходило бы всего 18–20 тысяч. Про трудовое законодательство о работе на холоде Татьяна знает, и, по идее, за работу на морозе должна быть доплата, но в расчетных листах нет ничего такого. А вот у водителя трамвая есть. В декабре 2023 года, в самые морозы, Татьяна работала в две смены, но никаких доплат не получила.
Денис Липа
Сергей, 48 лет, охранник садового некоммерческого товарищества. Подмосковье
Сергей — бывший военный разведчик, прошедший обе чеченские войны, за которые получил награды. Живет он в небольшой бытовке на территории одного из многочисленных подмосковных СНТ, уже много лет. Все удобства на улице. За водой ходит на родник с канистрами. Ближайший магазин — в пяти километрах. Но сам Сергей не жалуется на судьбу. Он давно отказался от городской жизни и даже в свой отпуск продолжает нести охрану. На вопрос, не тяжело ли жить и работать зимой без нормальных бытовых условий, Сергей лишь ухмыляется.
У него восьмичасовой рабочий график. С раннего утра до ночи Сергей все время чем-то занят: два раза в день — обход территории, потом чистка снега и так далее. Про условия труда на холоде Сергей в курсе, но какие перерывы и кто будет их замерять? Просто каждые 50 минут ходит греться в сторожку к печке, хотя бы на 10 минут. А работать на улице предпочитает под бодрую музыку.
Несмотря на то что Сергей никогда не был женат, у него семеро детей от разных женщин. Все они разбросаны по стране.
Зарплата у него небольшая — 25 тысяч рублей. Но жители СНТ, в котором 160 домовладений, постоянно просят его за небольшие деньги сделать какую-нибудь работу у себя на участках.
Сергея такая жизнь вполне устраивает. Отшельником он не стал, любит пообщаться с жителями. В лучших друзьях у него кот Рыжий и собака Белка породы хаски. Свободное время Сергей проводит в планшете, который заменяет ему бумажные книги, и еще смотрит телевизор. Жители товарищества собрали денег и этой весной собираются строить ему небольшой дом.
Иногда Сергей может выпить у себя в бытовке, но считает, что греться алкоголем недопустимо, и может принять его только после работы. Это он и сделал сразу же после того, как ответил на мои вопросы, заявив, что наконец-то появилась компания, а то пить с котом и зеркалом он пробовал, но это неинтересно.
Этот текст написан благодаря нашим читателям, поддержавшим проект «Выезжаем». Узнать больше о проекте и почитать другие материалы можно по ссылке.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам