Самые важные тексты и срочные новости от «Таких дел» в моментальных уведомлениях
Подписаться

Фонд «Нужна помощь» издал книгу Дэна Паллотты «Неблаготворительность»

Фонд «Нужна помощь» и портал «Такие дела» презентовали русский перевод книги Дэна Паллотты «Неблаготворительность» (Uncharitable) на конференции «Частное благосостояние в России» в бизнес-школе Сколково. После презентации прошла открытая дискуссия, в которой приняли участие модераторы встречи и участники — лидеры некоммерческого сектора и филантропы. 

Фото: Андрей Любимов для ТД

Презентацию книги провели председатель фонда «Нужна помощь» Митя Алешковский и директор по связям с общественностью En+ Group Елена Вишнякова.

По словам Алешковского, книга Паллотты «радикально меняет взгляд на все, что мы знали о благотворительности». Он отметил, что автор рассказывает о пяти основных принципах, по которым общество дискриминирует благотворительность: «Общество не разрешает благотворительности использовать капиталистические инструменты решения проблем. В первую  очередь, речь идет об ограничениях в оплате труда. Большинство молодых и талантливых специалистов уходят в коммерческие организации, потому что хотят заработать на жизнь»

Среди других принципов, мешающих благотворительности, Паллотта называет неприемлемость долгосрочного планирования, непринятие платной рекламы, невозможность привлечь инвестиции и боязнь рисков.

«Этот принцип злит меня больше всего. Нам нельзя рисковать! Я спросил у Паллотты: «Как рисковать, когда ставка — человеческая жизнь?» Он мне ответил: «А как мы можем не рисковать, когда ставка так высока? А как мы еще должны учиться, не совершая ошибок?»» — рассказал Алешковский.

«Стирается разница между коммерческим и некоммерческим»

Презентация книги перешла в активную дискуссию между участниками встречи: многие представители «третьего сектора» не согласились с заключениями Паллотты.

Директор CAF Мария Черток отметила, что после издания книги на оригинальном языке прошло 10 лет, и за это время многое изменилось. «Стирается разница между коммерческим и некоммерческим. Бизнес-организации все больше решают социальных проблем, именно они вдохновляются некоммерческими организациями. В то же время НКО учатся бизнес-штукам, связанным с рекламой», — сказала Черток, добавив, что дискуссия, по ее мнению, получается «искусственная».

Некоторых участников встречи смутила идея автора книги, что коммерческий интерес у сотрудников НКО может быть на первом месте. Директор благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская заметила, что «человек должен быть заинтересован в первую очередь своим проектом, а уже потом материальными ценностями».

«Менять себя, двор, улицу, город можно только с кулаками, по-бизнесовски»Глава «Рыбаков Фонда» Игорь Рыбаков высказался в пользу принципов Дэна Паллотты, заявив, что «90% сектора транслируют то, что уже давно устарело».

«Менять себя, двор, улицу, город можно только с кулаками, по-бизнесовски, нужны менеджеры, предприниматели. Я сталкиваюсь с тем, что люди, работающие в филантропии, — попрошайки. Давайте признаемся, мы давно уже живем по-другому, давайте примем себя такими и пойдем от этого. Я очень хочу, чтобы состоялся разговор об этом, мне нужны люди, которые скажут это. Все профессионалы сектора учили меня тому, чему я сопротивлялся. 90 процентов сектора транслируют то, что давно устарело. Поэтому новые доноры и не приходят, потому что они приходят и видят этот собес», — сказал Рыбаков.

Фото: Андрей Любимов для ТД

Презентация завершилась речью генерального директора фонда В.Потанина Оксаны Орачевой, которая обратила внимание на то, что дискуссия была посвящена только разделению коммерческого и некоммерческого, без упоминания государства.

«Стоит сравнивать НКО с государством, ведь государство распределяет налоги на благо народа, как и благотворительность распределяет пожертвования. Нужно это сравнивать, а не коммерческое и некоммерческое. Сегодняшняя благотворительность — про партнерство, мы стараемся услышать того, кому помогаем, а не навязывать ему что-то. И пусть у нас будут рыночные зарплаты, а не высокие и низкие», — сказала Орачева.

«Книга вскрыла и противоречия, и все несогласия, и сопротивление»

После презентации Елена Вишнякова рассказала «ТД», что обсуждение книги «вскрыло противоречия» среди представителей некоммерческого сектора.

«Мы и ожидали такую бурную реакцию. Потому что Дэн Паллотта и на родине произвел фурор, а у нас и подавно. Книга вскрыла и противоречия, и все несогласия, и сопротивление его позиции. Но несмотря на эту пламенную дискуссию, все сошлись в одном мнении: нужно делать свое дело, нужно оценивать его на параметрах измеряемых и понятных. И все очень много говорили о любви и заботе, это тоже важно», — отметила Вишнякова.

Председатель фонда «Нужна помощь» Митя Алешковский не согласился с Орачевой — по его мнению, коммерческие и некоммерческие организации нужно сравнивать и относиться к ним стоит одинаково. Алешковский считает, что это поможет «освободиться от того апартеида, в котором находятся некоммерческие организации».

«Бурная дискуссия — это ожидаемый результат революционных изменений. Когда к тебе приходят и говорят: все, что ты делал до этого, — неправильно и надо по-другому, то ожидаемо, что первая реакция человека — я лучше тебя знаю, что происходит, не учи меня. Это нестрашно и вполне закономерно», — сказал Алешковский.

Фото: Андрей Любимов для ТД

«Общество, к сожалению, вообще ничего не знает про этот сектор»

Директор фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская, резюмируя дискуссию, отметила, что вопросы о границах некоммерческого сектора и коммерческого, их разнице и принципах работы очень важны. Она также подчеркнула, что основная проблема рынка НКО в России заключается в его неразвитости.

«Беда в первую очередь в том, что нет некоторых налоговых инструментов, стандартных во многих странах. Как только они появятся, сектор вырастет, и можно будет говорить, что общество ставит к нему какие-то вопросы или нет. Сейчас у нас общество, к сожалению, вообще ничего не знает про этот сектор. Есть такое расхожее представление, что это люди, которые побираются на собачек, на деток. Мы ужасно неразвиты: отъедьте на 100 километров от Москвы, Питера, Новосибирска и так далее: о каких НКО там вообще будет идти речь? Хорошо, если одна есть. Самое главное сейчас — сделать так, чтобы у нас было не по одной организации на 100 километров. А для этого в первую очередь нужны механизмы финансового содействия со стороны государства, чтобы этот сектор развивался», — сказала Альшанская.

По ее словам, Паллотта говорит не о благотворительности, а о социальном инвестировании. «Это история новая, которая развивается сейчас в мире, — мы говорим не о помощи, но об изменении каких-то серьезных социальных систем, структур, методов», — добавила глава фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

«Эта книга нужна любому, кто хочет решить любые социальные проблемы»

Митя Алешковский уверен, что книга Дэна Паллотты особенно важна для всех, потому что она показывает, насколько неправильно и несправедливо построены взаимоотношения внутри «третьего сектора» и по отношению к нему.

«Я не думаю, что публикация этой книги вызовет моментальные изменения в нашем обществе и в третьем секторе. Но они будут в ближайшие пять — семь лет. Я уверен, что большое количество организаций сможет перенять идеи, описанные в этой книге, и использовать их на благо своих подопечных, — сказал Алешковский. — Эта книга издается в полном соответствии с нашими задачами и ценностями. Она издается первой в нашем издательстве, потому что это базис, который мы хотим подвести под все развитие современного третьего сектора. Эта книга нужна любому, кто хочет добиться изменений и решить любые социальные проблемы».

 

Заказать книгу можно здесь.

Интервью Мити Алешковского с Дэном Паллоттой: «Как тут можно не рисковать?!»

  • Дэн Паллотта — известный американский предприниматель, писатель и активист. Он является создателем таких успешных благотворительных инициатив, как трехдневные пешие прогулки в поддержку людей с раком молочной железы и многодневные велопробеги в пользу исследований и профилактики СПИДа. За девять лет существования этих кампаний удалось собрать более полумиллиарда долларов США. Этим инициативам было посвящено одно из первых исследований в области социального предпринимательства, проведенное Гарвардской школой бизнеса.

 

Материал подготовили Майя Соерова и Владимир Шведов

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ
Все новости
Новости
Загрузить ещё
Текст
0 из 0

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: