Академики РАН выступили против оправдания сталинских репрессий в интервью главы ФСБ
Группа академиков РАН написала открытое письмо в связи с интервью главы ФСБ Александра Бортникова «Российской газете», в котором он, по мнению ученых, оправдывает сталинские репрессии — поскольку не говорит о многочисленных жертвах среди простых граждан и положительно оценивает действия чекистов. Письмо опубликовал «Ъ».
Интервью Александра Бортникова было приурочено ко Дню работника органов безопасности. В ходе беседы глава ФСБ сказал, что чекисты боролись с реальными «заговорщиками», а также с представителями партноменклатуры, «погрязшими в коррупции, чинившими произвол и самосуд».
«По-видимому, впервые после XX съезда КПСС (1956 год) одно из высших должностных лиц нашего государства оправдывает массовые репрессии 1930–40-х годов, сопровождавшиеся неправосудными приговорами, пытками и казнями сотен тысяч ни в чем не повинных наших сограждан», — пишут ученые в открытом письме.
Академики РАН отметили, что, отвечая на вопрос о репрессиях 1930-х годов, Александр Бортников сосредоточился на судьбе самих чекистов — напомнил, что 22618 работников органов госбезопасности были репрессированы. «Их место занимали люди, <…> готовые ради карьеры на исполнение любых указаний. С этим отчасти и связаны «перегибы» в работе ОГПУ-НКВД на местах«,— пояснил Бортников.
При этом глава ФСБ никак не упомянул о многочисленных жертвах среди простого населения. Авторы письма говорят, что немногие представляют, сколько «замечательных ученых, продвинувших науку в самых разных областях», были уничтожены «в расцвете своей деятельности».
В письме перечислены имена наиболее известных советских ученых, ставших жертвами репрессий. Некоторые из них выжили — например, Лев Ландау и Сергей Королев, но многие — как Николай Вавилов и Лев Шубников — погибли.
«Перед войной была разгромлена армия. <…> Миллионы советских людей оказались в тюрьмах и лагерях, многие из них не вернулись, целые народы подверглись переселению из мест исторического проживания. Нам неясна цель пространного интервью господина Бортникова. Что это — напутствие новому президенту? Ностальгия по старым временам или пропаганда новой доктрины? В любом случае мы решительно протестуем против ревизии представлений о бесчеловечной и антинародной сущности репрессий и призываем всех здравомыслящих людей, не желающих своим детям пережить ужасы 1930-х годов, присоединиться к нашему протесту», — сказано в письме, которое подписали 30 академиков и член-корреспондентов РАН.
По словам инициатора открытого письма, академика и председателя Троицкого научного центра РАН Сергея Стишова, Бортников «рассказывает, что большинство решений в 1930-х были по делу» и что «путем репрессий страна наказывала плохих чекистов и плохих партработников».
«Мне захотелось спросить: а за что наказывали ученых? За что наказывали артистов, художников? За что наказывали крестьян, рабочих, простых граждан?», — сказал Сергей Стишов.
30 октября во время открытия мемориала памяти жертв политических репрессиий 30-х годов президент Владимир Путин заявил, что происходившему не может быть никаких оправданий и это «удар по народу, который чувствуется до сих пор». Президент напомнил, что в те времена «каждому могли быть предъявлены надуманные и абсолютно абсурдные обвинения, миллионы людей объявлялись врагами народа, были расстреляны или покалечены, прошли через муки тюрем или лагерей и ссылок».
В тот же день Комитет гражданских инициатив, Музей истории ГУЛАГа и Фонд Памяти объявили о начале акции #СталинДалПриказ. Известные деятели искусства и публичные персоны поделились личными историями. О том, как сталинские репрессии затронули их семью, рассказали режиссеры Павел Лунгин и Андрей Звягинцев, музыканты Илья Лагутенко и Андрей Макаревич, журналисты Леонид Парфенов и Николай Сванидзе, актеры Евгений Миронов и Ростислав Хаит и многие другие.
«Такие дела» писали о том, как и почему детям нужно рассказывать о репрессиях.