Когда разумная осторожность переходит в неконтролируемый страх перед раком?

Две трети россиян уверены, что вылечить рак невозможно или намного сложнее других заболеваний (71%). Это убеждение способно толкать людей из крайности в крайность: либо вовсе не посещать врача, считая лечение бесполезным, либо проходить ненужную диагностику и жить в стрессе от ложноположительных заключений.

«Такие дела» попросили врача-онколога Максима Котова и директора службы помощи онкобольным «Ясное утро» Ольгу Гольдман рассказать, в чем разница между онконастороженностью и канцерофобией.

Разумная осторожность: знать свои индивидуальные факторы риска развития рака

В чем проявляется разумная онконастороженность? Прежде всего, объясняет Максим Котов, пациент должен знать индивидуальные факторы риска, которые могут увеличить вероятность развития рака, и симптомы этих заболеваний. «Это знание позволит вовремя начать проходить скрининг, а также первичную профилактику рака», — поясняет врач.

Например, фактор риска рака легкого — это курение, и чем больше его стаж, тем выше риск. Высокий риск развития рака легкого у людей, которые курят 30 лет по пачке в день. Первичной профилактикой рака легкого считается отказ от курения. Среди симптомов рака легкого — боль в грудной клетке, одышка, увеличенные лимфоузлы над ключицами и хронический сухой кашель, в котором на поздних стадиях появляется кровь.

«Здоровая онконастороженность в том, что ты идешь и проверяешься. Что если у себя в груди ты находишь уплотнение, то ты не ждешь — вот заметила, а вот сейчас пропало, вроде бы уже никуда и не надо… А идешь к врачу, говоришь ему, какие были случаи онкозаболевания в семье, и делаешь по [назначенному им] графику исследования и маммографию, — считает Ольга Гольдман. — Это обычная рутина: как ты каждый день чистишь зубы, так ты и следишь за своим здоровьем. Это здоровое отношение к своему телу и своему здоровью, потому что никто, кроме тебя, не будет за ним следить, никто не будет напоминать, что нужно сходить на прием. Каждый человек отвечает за себя, вот и все».

Читайте также Мы все умрем, но я хочу это сделать не очень скоро

Оценить свои персональные риски развития рака можно с помощью скринингового теста, разработанного Фондом профилактики рака.

Канцерофобия: искать у себя симптомы рака

Когда наступает грань между онконастороженностью и канцерофобией? Во-первых, перечисляет врач, человек ищет у себя симптомы злокачественной опухоли и постоянно обследует тело на предмет болезни. Во-вторых, он намного чаще консультируется с врачами разных специальностей и делает множество ненужных диагностических процедур.

«Канцерофобия связана прежде всего с недостатком достоверной информации о раке и незнанием индивидуальных факторов риска, — подчеркивает Котов. — Наиболее часто такие пациенты выполняют анализ крови на онкомаркеры, некоторые выполняют даже так называемые чекапы — полное обследование организма. Такие меры могут привести к ложноположительным результатам, которые приведут к ненужным инвазивным вмешательствам (инъекциям или операциям — прим. ТД)».

Канцерофобия: делать тест на онкомаркеры, если его не назначал врач

Врач рассказал, что иногда в СМИ появляются новости о массовом назначении анализов крови на онкомаркеры в рамках диспансеризации населения. Однако они не подходят для скрининга онкологических заболеваний, потому что дают большое количество неправильно интерпретируемых результатов. «Онкомаркеры используются в том случае, если у человека уже диагностирован рак и с помощью онкомаркеров мы можем отследить эффективность лечения либо рецидив», — пояснил он.

Ольга Гольдман добавляет, что самое страшное в таких массовых скринингах — что никто не сопровождает пациентов после того, как им сообщили результат. В качестве примера она привела анализ на наличие генов BRCA 1/2, при которых есть высокая вероятность развития рака молочной железы.

«Если женщина получает анализ и он отрицательный, то она выдыхает — и десять лет больше не приходит к врачу. В этом заключается вред таких массовых скринингов — ведь рак груди развивается не только у людей с этой генетической мутацией. Если же женщина получает ответ “да” [о наличии генетической предрасположенности], то что происходит дальше? Она здорова — у нее генетическая предрасположенность, но она не больна. И как эта женщина должна жить? Что у нее в голове, какие решения, например, репродуктивные, она принимает сейчас, когда ее никто не сопровождает?» — задается вопросом эксперт.

По словам Гольдман, пациентку должны поставить на учет, объяснить, что она не больна, но находится в группе риска. Это как раз и есть онконастороженность, говорит эксперт и подчеркивает, что с каждым человеком нужно проводить системную работу.

Смертельная канцерофобия: не ходить к врачу вовсе

По словам Гольдман, самое вредное проявление канцерофобии— когда пациент избегает врачей: «Если у человека “деятельная”, ипохондрическая канцерофобия и он по 500 раз сдает анализы, то если у него что-то однажды появится, он будет знать об этом. Но если человек вовсе не лечится, это намного опаснее».

Читайте также Почему самовнушение не поможет вылечиться от рака?

Причин такой «избегающей» канцерофобии эксперт видит несколько. Во-первых, это персональный негативный опыт у друзей или родственников пациента, который останавливает его от обращения к врачу. Во-вторых, это особенность нашего общества — неверие в то, что можно контролировать свою жизнь и здоровье, фаталистическая реакция в ответ на проблему. «В онкологии такое поведение смертельно — вылечиваются только те, кто активно участвуют в процессе, выбивают себе лекарства, выискивают информацию»,— подчеркивает Гольдман. В-третьих, из-за недостатка достоверной информации о раке вокруг заболевания возникает множество мифов: например, что рак заразен, что он возникает «в наказание», что им болеют только пожилые люди, а тем, кто младше 40 лет, проверяться не нужно.

Почему так легко спутать одно с другим?

Достоверная информация об онкологических заболеваниях, соответствующая требованиям доказательной медицины, труднодоступна для пациентов, указывает Максим Котов. «На английском языке существуют целые разделы информации для пациентов таких сайтов, как nccn.org, cancer.gov, cancer.org, cancerresearchuk.org. А система поддержки принятия клинических решений UptoDate, которой пользуются врачи по всему миру, содержит специальный раздел для пациентов, в котором простым и понятным языком написано о раке», — поясняет врач. В России же просветительский проект, рассказывающий об онкологических заболеваниях с точки зрения доказательной медицины, появился недавно — в марте 2018 года Фонд профилактики рака запустил портал  Profilaktika Media.

Отвечают на вопросы онкобольных и их родственников также на горячей линии службы помощи онкобольным «Ясное утро». В ноябре они запустили кампанию «Не тяни — позвони», где по номеру 8-800 100-0191 психологи отвечают на базовые вопросы по онкопрофилактике и помогают снизить тревожное отношение к заболеванию, выработать ответственное отношение к своему здоровью.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: