СК Нижнего Новгорода спустя семь лет возбудил дело о пытках мужчины в полиции

В Нижнем Новгороде возбуждено уголовное дело о пытках в полиции местного жителя Александра Семенова в 2011 году: от мужчины требовали сознаться в убийстве, которого он не совершал, сообщает «Комитет против пыток».

Правозащитная организация получила ответ от замруководителя СУ СКР по Нижегородской области Павла Олейника, где сообщается, что уголовное дело возбуждено по пункту «а» части 3 статьи 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий с применением насилия»).

«Надеюсь, что после возбуждения уголовного дела по факту пыток Александра Семенова расследование будет эффективным и больше не вызовет у нас претензий и нареканий. Мы будем участвовать в деле в качестве представителей потерпевшего и оказывать всю необходимую помощь следствию для изобличения и привлечения к ответственности полицейских, пытавших Александра»,  — заявил юрист «Комитета против пыток» Павел Осадчий.

Как рассказал сам Семенов, 19 мая 2011 года к нему домой пришли трое мужчин и сказали проехать с ними в Автозаводской отдел полиции, причем удостоверение полицейского показал лишь один из них.

«Там меня завели на третий этаж, посадили на стул и сковали руки наручниками. Полицейские сказали, чтоб я сознавался в убийстве. Я ответил, что никого не убивал, после чего меня начали бить, нанося удары по голове», — вспоминает Семенов. После избиения к нему применили пытку «ласточка» и оставили на 20 минут «подумать».

Несмотря на сильную боль, Семенов отказывался признаваться в убийстве. Тогда его вновь избили, надели на голову полиэтиленовый пакет и душили, били током в пальцы рук, наступали на голову. Все это перемежалось с пыткой «ласточка».

Полицейские отвезли Семенова в больницу, где он, опасаясь продолжения пыток, сказал врачам, что получил травмы, упав с фуры. После медосвидетельствования мужчину вновь отвезли в отдел полиции и продолжили избивать. В итоге Семенов сделал признание, что однажды во время конфликта избил коллегу. За это преступление его позднее осудили на два года лишения свободы условно.

В мае 2011 года в «Комитет против пыток» обратилась жена Семенова, а следом и он сам. Супруги рассказали, что в СК им отказывают в возбуждении уголовного дела, было вынесено пять таких постановлений. Все они впоследствии были признаны незаконными.

Правозащитники обнаружили, что из материалов доследственной проверки пропало медицинское освидетельствование Семенова, сделанное в день избиения. Согласно документу, у Семенова зафиксировали 19 кровоподтеков на разных частях тела, ссадины на голове и руке, которые, по мнению эксперта, вполне могли возникнуть 20 мая 2011 года. Заключение было найдено следователями только после обращения юристов «Комитета против пыток» к руководству СУ СКР по Нижегородской области, но никто из сотрудников ведомства наказан не был из-за давности произошедшего.

Ранее в ФСБ и МВД России выступили против предложения ввести в Уголовный кодекс новый состав должностного преступления «пытки», назвав наказание за это «избыточным». По мнению МВД, достаточно запрета на пытки, который содержится в Конституции и в Уголовно-процессуальном кодексе.

В январе 2018 года глава МВД по Нижегородской области Юрий Кулик извинился за своих подчиненных перед местным жителем Александром Дмитриевым, которому полицейские сломали спину во время пыток в 2011 году. Полицейские за свои действия получили по пять лет колонии.

В сентябре того же года начальник городского управления МВД Оренбурга Александр Ныров принес официальные извинения местным жителям Вячеславу Садовскому, Антону Ферапонтову и Максиму Ниматову, которые стали жертвами пыток в милиции десять лет назад. Мужчин душили, били дубинками, подвешивали за руки, надевали на головы противогазы и пускали в дыхательный шланг дым от сигарет.

По данным международной правозащитной группы «Агора», с 2010 года в России количество приговоров за пытки сотрудниками правоохранительных органов упало более чем в два раза. В целом оправдание за превышение должностных полномочий с применением насилия или угрозой его применения происходит в 4% случаев, что в 20 раз чаще, чем в целом по уголовным делам.

В 2017 году правительство отказалось принимать рекомендации ЕСПЧ для борьбы с пытками в отделениях полиции. В письме ЕСПЧ замминистра юстиции Георгий Матюшкин заявил, что 20 тысяч рублей — это адекватная компенсация гражданину России за пытки в полиции.

Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: