В России 4 апреля начал действовать новый порядок формирования списка детей-сирот, претендующих на получение жилья. Теперь список будет создаваться не на региональном, а на федеральном уровне, сообщает «Ъ».
Предыдущий порядок перестал действовать 31 декабря 2018 года. Это привело к тому, что с нового года опекуны не могли поставить детей на очередь. Например, приемной многодетной матери из Московской области Андреа Петуховской в опеке заявили, что оказание данной услуги приостановлено из-за изменений в федеральный закон о дополнительных гарантиях по соцподдержке сирот. Такие же ответы получили опекуны из других регионов. При этом некоторые органы опеки принимали документы, но не давали на них ответа. Опекуны же считали, что их дети проходят процедуру оформления.
В соответствии с новым порядком, список будет формироваться на федеральном уровне для того, чтобы сироты из разных регионов имели равные условия. Информация о претендующих на жилье будет собрана в единой базе данных. Кроме того, сироты в случае переезда в другой регион будут включены в список по новому месту жительства.
Фонд «Нужна помощь» проанализировал масштабы сиротства в России. В 2017 году в стране проживало 29,5 миллиона детей, из них 449 383 — это сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей. В региональных банках данных было зарегистрировано 50,2 тысячи детей, нуждающихся в устройстве в семьи. Особенно остро вопрос стоит в Красноярском и Приморском краях, а в республиках Северного Кавказа сирот практически нет.
В октябре 2018 года сирота из Челябинской области Алексей Комедько совершил мелкую кражу и сдался полиции, чтобы привлечь внимание правозащитников к проблеме своего аварийного жилья: ему выдали квартиру в бараке, где не было горячей воды, от сырости отклеивались обои, водились мыши и муравьи. В Новосибирской области власти через суд потребовали от сироты отремонтировать аварийную квартиру.
В Башкирии было возбуждено уголовное дело о халатности чиновников, которые приобрели для сирот более 30 домов и квартир без минимальных удобств. Из половины аварийных домов люди вынужденно съехали, остальные живут без удобств. В городе Богданович Свердловской области вышедший из детдома сирота обнаружил, что его квартира, за которой семь лет следила опека, фактически превращена в притон.