Голикова: Россия перейдет на импортозамещение обезболивающих для оказания паллиативной помощи к 2023 году
Лекарства, необходимые для паллиативной помощи взрослым и детям, будут полностью производиться в России к 2023 году. Об этом заявила вице-премьер РФ Татьяна Голикова в ходе заседания Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве РФ, которое состоялось на Московском эндокринном заводе, передает корреспондент «Таких дел».
По словам Голиковой, 25 июня Минздрав изменил порядок расчета лекарственных препаратов, в том числе наркотических и психотропных. Потребность будет рассчитываться не по количеству коек, а по количеству реальных пациентов. Сегодня, как отмечают в правительстве, в обезболивании нуждаются 300 тысяч паллиативных пациентов, однако данные впоследствии уточнят.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев призвал ускорить работу над совершенствованием законодательства, касающегося применения наркотических обезболивающих лекарств. Он также пообещал, что в случае необходимости даст «соответствующее распоряжение, чтобы все инструкции Министерства здравоохранения или иные нормативные акты вышли как можно быстрее», цитирует премьер-министра ТАСС. Результатом должна быть стопроцентная обеспеченность всех нуждающихся в обезболивании.
Основательница фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер, выступая на заседании, отметила, что паллиативная помощь зависит от трех факторов: обучения, инфраструктуры и доступности обезболивания, и за последние полгода все эти факторы активно развивались. Например, в программу государственных гарантий включили право получать паллиативную помощь вне зависимости от прописки.
Вместе с тем Федермессер указала на проблемы отрасли.
«Невозможно организовать помощь, когда в больнице всего одна паллиативная койка. Койки в психиатрии, которые называют себя паллиативными, стабильно получают финансирование и ждут, пока люди будут переведены в интернаты. <…> Межведомственное взаимодействие пока не работает. Есть ряд регионов, которые отчитались о реестрах паллиативных пациентов, но эти реестры для галочки. Несмотря на наличие денег, доступность обезболивания остается низкой. Врачи не умеют и не знают, как назначать лекарства. Денег выделяют достаточно, но используют их неправильно», — сказала эксперт.
До сих пор не принято решение о декриминализации обезболивания в медицине, напомнила Федермессер. Она назвала требования к помещениям для хранения наркотических препаратов избыточными. Кроме того, больницам не хватает квалифицированного персонала.
Еще одна проблема — дефекты маршрутизации: нет понимания, что такое неизлечимо больной, нет определения сестринской, паллиативной койки, койки милосердия. В итоге на паллиативных койках в больницах лежат бездомные, пациенты с когнитивными расстройствами и нуждающиеся в сестринской помощи — «и только на последнем месте пациенты, которые нуждаются в паллиативной помощи», сказала Федермессер.
Руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко заявил, что российское законодательство выпускает законы и программы о паллиативной помощи в соответствии с международными рекомендациями. Он заверил, что правительство стремится повысить доступность лекарств для паллиативной помощи, а также внедрить автоматическую маркировку, чтобы отслеживать лекарственные препараты не только для учреждений, но и для конкретных нуждающихся. Это обеспечит защиту от утечки в незаконный оборот.
«Наша цель в том, чтобы все пациенты, нуждающиеся в паллиативной помощи, находились дома, а для этого им и их родственникам необходимо создать лучшие условия. Поэтому нужны патронажные службы с подготовленными и квалифицированными кадрами», — резюмировал заместитель министра здравоохранения РФ Евгений Камкин.
В марте в России вступил в силу закон о паллиативной помощи. Закон закрепляет право пациента на облегчение боли, в том числе наркотическими препаратами. Также уточняется понятие «паллиативная медицинская помощь» и определяется порядок ее оказания в амбулаторных условиях и на дому и порядок социального обслуживания неизлечимо больных людей.
Подготовлено при участии Екатерины Тимофеевой