Что такое музыкальная терапия и кому она может помочь
Как музыка может помочь людям с деменцией и другими тяжелыми неврологическими заболеваниями, чем занимаются музыкотерапевты и почему медицинское сообщество неоднозначно относится к такому методу реабилитации.
Кто такие музыкотерапевты
Музыка может применяться как метод терапии: обеспечивать расслабление или концентрацию внимания, помогать выражать эмоции. Музыкальная терапия (МТ) — это вспомогательная профессия в сфере здравоохранения на стыке музыки, психологии, медицины и педагогики. Музыкотерапевты работают со звуком для поддержания физического, когнитивного, эмоционального и социального здоровья людей.
В некоторых странах музыкальная терапия считается официальной профессией, но в России процесс такого признания только начинается. В МТ приходят люди со знаниями и навыками в области музицирования, медицины и психотерапии. Музыкотерапевты работают с пожилыми людьми, с пациентами с неврологическими заболеваниями, психиатрическими расстройствами, депрессией.
Мария Пакош — музыкотерапевт в благотворительном фонде «Живи сейчас», куратор направления терапевтического применения музыки в пансионатах Senior Group. Когда она познакомилась со специалистами, использующими музыку в программе терапии тяжелобольных людей, она ушла с управленческой должности и решила освоить новую профессию.
«Я поняла, что это такое решение, где могли бы совместиться все мои навыки, потому что музыкальная терапия — это всегда работа с музыкой ради какой-то немузыкальной цели», — поясняет Мария. Она говорит, что люди удивляются рассказам о ее МТ, а пациенты и их родственники часто придумывают альтернативные названия для профессии: музыкальный врач, музыкальный логопед, аниматор.
Невролог, руководитель Федерального неврологического центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья Екатерина Бриль считает, что официальному признанию музыкальной терапии в России мешает отсутствие обученных специалистов, требований к их квалификации, специфика процесса обучения и многие другие факторы. «Мне кажется, в нашей стране только идет накопление опыта и, по сути, зарождение такой профессии», — рассуждает невролог.
Как проходят занятия
Перед приходом к пациенту Мария Пакош собирает анамнез болезни у врачей и узнает у родственников, какую проблему предполагается решить с помощью МТ, например улучшить координацию движений и речь у людей с неврологическими нарушениями или помочь бороться с депрессией.
На занятия специалистка обычно берет с собой гитару и набор инструментов, «на которых нельзя сыграть неправильно»: барабаны, маракасы-шейкеры, бубенцы. По ее словам, очень важно установить человеческий контакт и лишь потом перейти к пению. Если у пациента не получается расслабиться, Мария прерывает занятие и дает ему возможность отдохнуть.
«В этом смысле действуешь как хороший преподаватель вокала или музыкант, который хочет поддержать начинающего исполнителя. Только в голове держишь, что твоя задача — не то, чтобы он круто спел», — объясняет Мария.
Она говорит, что старается внести в занятия «психоэмоциональный элемент», чтобы у пациента осталось ощущение участия в творческом процессе. Например, просит подопечного вспомнить важные для него песни, чтобы вместе спеть их под гитару и потанцевать, или предлагает ему что-то наиграть на приглянувшемся инструменте.
«Я наблюдала, как для человека это становится невозможно круто, — рассказывает Мария. — Особенно если он лежачий и ты даешь ему инструмент с целью самовыразиться, снять эмоциональный зажим. Ты предлагаешь, чтобы человек начинал ансамбль, чтобы он был в нем дирижером или лидером. Даже когда человек делает только мини-движение, ты его отражаешь, подстраиваешься. Он получает такое радостное ощущение, что все-таки владеет ситуацией».
Специалистка говорит, что с помощью МТ можно решить сразу несколько задач. «Работая над речью, мы можем работать и над движением, а через ритм работы над движением можем использовать пение и работать над речью. В целом все миксуется, и получается работа над психоэмоциональным состоянием, мотивацией», — объясняет Мария. По ее мнению, это и отличает музыкальную терапию от других способов помощи людям с неврологическими нарушениями.
Мнение врачей
Медицинское сообщество относится к музыкальной терапии неоднозначно. Врач-невролог Елена Катаева рассматривает МТ как психотерапевтический и вспомогательный метод лечения и указывает, что у такой терапии еще нет крепкой доказательной базы.
«Поскольку метод вспомогательный, он может быть использован не вместо медикаментозной терапии, а только лишь как дополнение к ней. Метод больше раскрыт с полезной стороны, слабые стороны, видимо, никто специально не искал. А мы живем в эпоху доказательной медицины, и вспомогательные методы, как бы привлекательны они ни были, не могут использоваться как основное лечение или вместо основного лечения», — комментирует врач.
Катаева отмечает, что музыкальная терапия хорошо себя зарекомендовала при лечении депрессии, неврозов, деменции. В московском центре медицинской реабилитации «Апрель» используют МТ в работе с пациентами с болезнью Паркинсона, с нарушениями глотания и дыхания. Директор «Апреля» и руководитель проектов благотворительного фонда «Живи сейчас» Наталья Семина указывает, что в России МТ относится к немедицинским услугам, восстановительным занятиям, примерно как занятия йогой или физкультурой.
«Чтобы МТ стала частью реабилитационных протоколов и ее начали использовать в медицинских учреждениях, необходимо написать профессиональные и образовательные стандарты, включить этот метод в клинические рекомендации по разным нозологиям и состояниям, внести изменения в Номенклатуру медицинских услуг Минздрава. Это огромная работа, которая требует больших сил и ресурсов», — говорит Семина.
Невролог Екатерина Бриль в целом положительно относится «к внедрению подобного нефармакологического вмешательства» в практику работы с пациентами с неврологическими заболеваниями. По словам врача, некоторые исследования демонстрируют положительные результаты воздействия МТ на людей с болезнью Альцгеймера: уменьшается тревожность и повышается настроение пациентов.
«При болезни Паркинсона, помимо положительного влияния музыкальной терапии на настроение, с помощью музыкальных ритмов можно корректировать такие проблемы, как нарушения ходьбы. Музыкальные ритмы улучшают координацию, походку, позволяют контролировать осанку и равновесие. Пение может помочь в улучшении респираторной функции таких больных», — объясняет Бриль.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам