Самые важные тексты и срочные новости от «Таких дел» в моментальных уведомлениях
Подписаться

Что такое музыкальная терапия и кому она может помочь

Как музыка может помочь людям с деменцией и другими тяжелыми неврологическими заболеваниями, чем занимаются музыкотерапевты и почему медицинское сообщество неоднозначно относится к такому методу реабилитации.

Фото: с сайта pxhere.com

Кто такие музыкотерапевты

Музыка может применяться как метод терапии: обеспечивать расслабление или концентрацию внимания, помогать выражать эмоции. Музыкальная терапия (МТ) — это вспомогательная профессия в сфере здравоохранения на стыке музыки, психологии, медицины и педагогики. Музыкотерапевты работают со звуком для поддержания физического, когнитивного, эмоционального и социального здоровья людей. 

В некоторых странах музыкальная терапия считается официальной профессией, но в России процесс такого признания только начинается. В МТ приходят люди со знаниями и навыками в области музицирования, медицины и психотерапии. Музыкотерапевты работают с пожилыми людьми, с пациентами с неврологическими заболеваниями, психиатрическими расстройствами, депрессией.

Мария Пакош — музыкотерапевт в благотворительном фонде «Живи сейчас», куратор направления терапевтического применения музыки в пансионатах Senior Group. Когда она познакомилась со специалистами, использующими музыку в программе терапии тяжелобольных людей, она ушла с управленческой должности и решила освоить новую профессию.

«Я поняла, что это такое решение, где могли бы совместиться все мои навыки, потому что музыкальная терапия — это всегда работа с музыкой ради какой-то немузыкальной цели», — поясняет Мария. Она говорит, что люди удивляются рассказам о ее МТ, а пациенты и их родственники часто придумывают альтернативные названия для профессии: музыкальный врач, музыкальный логопед, аниматор.

Невролог, руководитель Федерального неврологического центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья Екатерина Бриль считает, что официальному признанию музыкальной терапии в России мешает отсутствие обученных специалистов, требований к их квалификации, специфика процесса обучения и многие другие факторы. «Мне кажется, в нашей стране только идет накопление опыта и, по сути, зарождение такой профессии», — рассуждает невролог. 

Как проходят занятия

Перед приходом к пациенту Мария Пакош собирает анамнез болезни у врачей и узнает у родственников, какую проблему предполагается решить с помощью МТ, например улучшить координацию движений и речь у людей с неврологическими нарушениями или помочь бороться с депрессией.

На занятия специалистка обычно берет с собой гитару и набор инструментов, «на которых нельзя сыграть неправильно»: барабаны, маракасы-шейкеры, бубенцы. По ее словам, очень важно установить человеческий контакт и лишь потом перейти к пению. Если у пациента не получается расслабиться, Мария прерывает занятие и дает ему возможность отдохнуть. 

«В этом смысле действуешь как хороший преподаватель вокала или музыкант, который хочет поддержать начинающего исполнителя. Только в голове держишь, что твоя задача — не то, чтобы он круто спел», — объясняет Мария. 

Она говорит, что старается внести в занятия «психоэмоциональный элемент», чтобы у пациента осталось ощущение участия в творческом процессе. Например, просит подопечного вспомнить важные для него песни, чтобы вместе спеть их под гитару и потанцевать, или предлагает ему что-то наиграть на приглянувшемся инструменте.

«Я наблюдала, как для человека это становится невозможно круто, — рассказывает Мария. — Особенно если он лежачий и ты даешь ему инструмент с целью самовыразиться, снять эмоциональный зажим. Ты предлагаешь, чтобы человек начинал ансамбль, чтобы он был в нем дирижером или лидером. Даже когда человек делает только мини-движение, ты его отражаешь, подстраиваешься. Он получает такое радостное ощущение, что все-таки владеет ситуацией».

Специалистка говорит, что с помощью МТ можно решить сразу несколько задач. «Работая над речью, мы можем работать и над движением, а через ритм работы над движением можем использовать пение и работать над речью. В целом все миксуется, и получается работа над психоэмоциональным состоянием, мотивацией», — объясняет Мария. По ее мнению, это и отличает музыкальную терапию от других способов помощи людям с неврологическими нарушениями.

Мнение врачей

Медицинское сообщество относится к музыкальной терапии неоднозначно. Врач-невролог Елена Катаева рассматривает МТ как психотерапевтический и вспомогательный метод лечения и указывает, что у такой терапии еще нет крепкой доказательной базы. 

«Поскольку метод вспомогательный, он может быть использован не вместо медикаментозной терапии, а только лишь как дополнение к ней. Метод больше раскрыт с полезной стороны, слабые стороны, видимо, никто специально не искал. А мы живем в эпоху доказательной медицины, и вспомогательные методы, как бы привлекательны они ни были, не могут использоваться как основное лечение или вместо основного лечения», — комментирует врач.

Катаева отмечает, что музыкальная терапия хорошо себя зарекомендовала при лечении депрессии, неврозов, деменции. В московском центре медицинской реабилитации «Апрель» используют МТ в работе с пациентами с болезнью Паркинсона, с нарушениями глотания и дыхания. Директор «Апреля» и руководитель проектов благотворительного фонда «Живи сейчас» Наталья Семина указывает, что в России МТ относится к немедицинским услугам, восстановительным занятиям, примерно как занятия йогой или физкультурой.

«Чтобы МТ стала частью реабилитационных протоколов и ее начали использовать в медицинских учреждениях, необходимо написать профессиональные и образовательные стандарты, включить этот метод в клинические рекомендации по разным нозологиям и состояниям, внести изменения в Номенклатуру медицинских услуг Минздрава. Это огромная работа, которая требует больших сил и ресурсов», — говорит Семина. 

Невролог Екатерина Бриль в целом положительно относится «к внедрению подобного нефармакологического вмешательства» в практику работы с пациентами с неврологическими заболеваниями. По словам врача, некоторые исследования демонстрируют положительные результаты воздействия МТ на людей с болезнью Альцгеймера: уменьшается тревожность и повышается настроение пациентов.

«При болезни Паркинсона, помимо положительного влияния музыкальной терапии на настроение, с помощью музыкальных ритмов можно корректировать такие проблемы, как нарушения ходьбы. Музыкальные ритмы улучшают координацию, походку, позволяют контролировать осанку и равновесие. Пение может помочь в улучшении респираторной функции таких больных», — объясняет Бриль.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ
Все новости
Новости
Загрузить ещё
Текст
0 из 0

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: