Масштабы экологической катастрофы, которая произошла после разлива дизельного топлива на предприятии «Норникеля», пытаются замалчивать вопреки закону. Такое заявление опубликовало объединение независимых СМИ «Синдикат-100».
В «Синдикате-100» обратили внимание, что статья 7 закона «О государственной тайне» запрещает засекречивать информацию о состоянии экологии и санитарии, а статья 144 УК РФ устанавливает ответственность за препятствие законной деятельности журналистов.
По мнению объединения, обе эти статьи нарушили сотрудник службы безопасности аэропорта в Норильске Александр Стебаев и руководство «Норникеля», которые 27 июня не дали депутату Мосгордумы Сергею Митрохину вывезти для экспертизы собранные журналистами и экологами Гринписа пробы грунта и воды.
Стебаев заявил, что депутат никуда не полетит, пока не сдаст пробы в лабораторию «Норникеля». Он мотивировал это тем, что «Норникель» решает, что можно вывозить из Норильска, а что нет.
«В этой связи хотелось бы напомнить, что Норильск пока еще является городом в составе Российской Федерации. И на его территории должны действовать законы России», — говорится в сообщении «Синдиката-100».
Журналистов «Новой газеты», которые приехали писать репортаж об экологической катастрофе, трижды пытались задержать и «преследовали на вертолете».
«Корпоративная этика “Норникеля” поставлена выше федеральных законов. Мы, сотрудники редакций, входящих в “Синдикат-100”, требуем от Следственного комитета разобраться, как бизнесмену Владимиру Потанину [глава “Норникеля”] удалось построить на Таймыре отдельное государство со своими законами. Мы требуем вернуть это государство в правовое поле РФ», — говорится в заявлении журналистов.
28 июня в Норильске активисты сообщили, что «Норникель» продолжает сливать производственные отходы, зараженные тяжелыми металлами, сернистой кислотой и поверхностно-активными веществами, в тундру, откуда они «ручьями впадают» в реку Хараелах и озеро Пясино.
29 мая из-за разгерметизации резервуара ТЭЦ-3 «Норникеля» разлилось около 20 тысяч тонн дизельного топлива. Оно проникло в почву, реку Амбарную, озеро и реку Пясино, впадающую в Карское море. Гринпис оценил ущерб от аварии в Норильске в 10,2 миллиарда рублей.
Ростехнадзор за три года до аварии предупреждал «Норникель» о проблемах с хранением топлива. Еще в 2017 и 2018 годах ведомство указывало на нарушения при эксплуатации площадки с резервуарами дизельного топлива ТЭЦ-3.