Начиная с 9 октября в России фиксируют свыше 12 тысяч заболевших COVID-19 за сутки. Это максимальные значения с момента объявления пандемии в стране. Вторая волна действительно началась? Нужно ли срочно идти прививаться? Спасут ли маски? Когда пандемия закончится? На все эти вопросы «Таким делам» ответили врачи и инфекционисты.
Сейчас действительно началась вторая волна?
Единого научного определения второй волны нет, говорил Би-би-си Майк Тилдесли, специалист по математическому моделированию инфекционных заболеваний из Уорикского университета в Англии. Он отмечал, что некоторые под волной подразумевают взлеты и падения числа заболевших, хотя это может быть только неровностью первой волны. Чаще всего в XX веке ученые называли волнами повторяющиеся вспышки заболевания.
Российские власти отрицают, что в стране началась вторая волна коронавирусной инфекции. Так, мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что второй волны в России нет, поскольку вторая волна — это «вторичное заболевание тех, кто уже переболел». Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова говорила, что сейчас продолжается процесс эпидемии: «Вирус только пришел. Для вирусов это очень малый срок, поэтому, пока он не пройдет по всему миру и по всему сезонному циклу, мы не можем сказать, где какая волна».
С ними согласна Оксана Станевич, врач-инфекционист, специалист проекта «Просто спросить о COVID-19». Она уверена, что еще не закончилась первая волна: «[Вторая волна — это] когда люди, которые переболели, заражаются снова, либо когда заболеваемость снизилась по каким-то причинам вообще и затем начался новый всплеск». О том, что второй волны нет даже в мире, а не только в России, говорит и региональный директор по чрезвычайным ситуациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Дорит Ницан.
Другие врачи, с которыми поговорили ТД, считают, что вторая волна в России все-таки началась. «Складывается впечатление, что [сейчас идет вторая волна], просто по количеству пациентов, которые стали вновь поступать. Это можно утверждать только с точки зрения того, что летом было действительно мало больных, а сейчас нарастает их количество. Мы знаем от коллег из других стационаров, из Москвы, что подъем заболеваемости есть», — сказала «Таким делам» Анастасия Холодная, эксперт проекта «Просто спросить о COVID-19», врач-инфекционист в Петербурге.
О наступлении второй волны говорит и заведующий отделением рентгенохирургии ГКБ № 52 Александр Ванюков. По его мнению, пока она проходит легче, чем первая. «По крайней мере нам есть с чем сравнивать и есть на что опираться, — прокомментировал Ванюков. — Поэтому нам гораздо проще сейчас. Сейчас больных меньше, на пике у нас было 6 тысяч человек в день по Москве, сейчас 3-4. Резервные койки стоят, если рост продолжится, то они будут задействованы. Сейчас такой плотный, штатный режим, но какой-то нехватки коек, очередей из скорых уже нет. С точки зрения подготовленности к пандемии Москва довольно неплохо выступила».
Нужно ли сидеть дома, если карантин не ввели? Помогут ли маски?
Холодная считает, что закрытие городов весной принесло определенную пользу. «Наверное, если бы этого не было, то мы увидели бы более активный всплеск. Нам удалось все-таки по времени растянуть то количество случаев, которое мы видели весной. В теории, я думаю, что решение о повторном закрытии может рассматриваться для того, чтобы как-то снизить количество людей, которые пользуются общественным транспортом, количество массовых мероприятий и так далее», — отметила врач.
Станевич говорит, что при контакте с другими людьми в транспорте или в магазинах могли бы помочь маски, но они не защищают на 100%, а лишь снижают вероятность заражения. С ней согласна и Холодная. «Есть определенные правила ношения масок, которые нужно соблюдать. Было исследование, что если ты носишь маску, а второй человек — нет и он болеет, то ты снижаешь вероятность заражения на 20%. А если вы оба в маске, то вероятность заразиться уменьшается на 50%», — отмечает Станевич.
Холодная рассказывает, что невозможно исследовать в реальных условиях масочный режим, поскольку «всегда есть те, кто соблюдает, не соблюдает и соблюдает наполовину». Поэтому данных, основанных на реальной жизни, не получить, отметила врач.
«Можно сказать, что во время весеннего подъема заболеваемости в странах, где с ответственностью и дисциплиной лучше, удалось быстрее справиться с активным распространением инфекции, — говорит Холодная. — Например, в Германии достаточно ответственно подошли все организации здравоохранения — и все средства защиты были своевременно предоставлены. Также граждане соблюдали все меры в том ключе, в котором они предлагались. Скорее, это сработало».
В Москве до 28 октября действует «домашний режим» для людей с хроническими заболеваниями, беременных и жителей старше 65 лет. Им рекомендуется не выходить из дома или не покидать загородный садовый участок без особой надобности. При этом прогулки и занятия физкультурой на воздухе не ограничиваются.
По данным ВОЗ, пожилые люди и люди с хроническими заболеваниями подвержены повышенному риску развития тяжелых форм коронавируса. Сама ВОЗ рекомендует для них принимать меры по защите от заражения, например мыть руки и соблюдать «кашлевую гигиену».
Главный врач московской городской больницы имени В. В. Виноградова акушер-гинеколог Ольга Шарапова отметила, что меры предосторожности нужны беременным женщинам: как можно меньше контактов с людьми, маска в общественных местах и поддержка иммунитета (режим питания, полноценный сон, правильно подобранный комплекс витаминов и рацион). Беременность снижает общий иммунитет женщины, и любой вирус опасен — как для ребенка, так и для матери.
«К нарушению свертывающей системы крови приводит не только COVID-19, но и любая инфекция — вирусная, бактериальная. А коронавирус вдобавок оказывает прямое воздействие на тромбоциты, на свертывающий фактор крови. Поэтому, если есть такая возможность, лучше отложить планирующуюся беременность до более спокойных времен», — считает эксперт.
Есть прогнозы, когда пандемия кончится?
Сбербанк с помощью математической модели SEIR, которая помогает описать динамику распространения коронавируса, сделал прогноз по четырем сценариям: люди соблюдают ограничительные меры, иногда их нарушают, нарушают часто, ведут себя как до пандемии.
Если россияне будут полностью игнорировать рекомендации властей, пик заболеваемости коронавирусом наступит 8 ноября и количество заразившихся в сутки достигнет 23,3 тысячи человек. Если ограничительные меры будут нарушать часто, пик придется на 12 ноября, а суточный прирост составит около 21,9 тысячи заболевших. В соответствии с остальными двумя сценариями наибольшее количество заболевших будет 8 ноября — от 16,8 тысячи человек до 17,6 тысячи.
В Москве день, когда будет зафиксировано наибольшее количество заболевших, наступит раньше: 17 октября — если жители будут соблюдать меры профилактики (4,8 тысячи человек), 20 октября — в случае редких нарушений (5,2 тысячи). В Сбербанке считают, что при остальных двух сценариях больше всего заразившихся в столице придется на 24 октября, но цифры будут отличаться: при частом нарушении мер профилактики — 7,2 тысячи человек, при полном их невыполнении — 7,9 тысячи.
Холодная рассказала, что точных прогнозов, сколько продлится пандемия коронавируса, нет. Она отмечает, что эпидемия может растянуться на год с повторными волнами заболеваемости. В качестве примера эксперт приводит пандемию испанского гриппа, которая происходила на протяжении 1918—1919 годов.
«Мы понимаем, что, по всей видимости, этот вирус уже никуда не исчезнет. Вопрос только в сроках, когда либо большая часть населения переболеет, либо вступит в силу вакцинация и у нас будет какой-то коллективный иммунитет, который позволит нам снизить постоянную заболеваемость», — говорит Холодная.
Стоит ли идти прививаться от коронавируса?
Пока вакцинироваться от COVID-19 можно только в рамках пострегистрационных клинических исследований в Москве. При этом 25% добровольцев получат вместо вакцины плацебо. Это необходимо для того, чтобы «сравнить эпидемиологическую эффективность препарата», говорил директор Центра Гамалеи Александр Гинцбург. Также это позволит сравнить, сколько людей заразилось коронавирусом среди тех, кто получит вакцину и плацебо. Оставить заявку на участие в исследовании можно на сайте администрации Москвы.
Помимо добровольцев вакцинироваться по желанию уже сейчас могут врачи и медсестры. По данным опроса сообщества «Врачи РФ», за месяц 3% воспользовались этой возможностью.
По словам министра здравоохранения Михаила Мурашко, массовая вакцинация может начаться в конце ноября — декабре. На тот момент еще не завершится третья фаза исследований, которая длится полгода. Гинцбург надеется, что к концу 2021 года 70% россиян будут привиты от коронавируса, что позволит остановить распространение инфекции.
Чтобы участвовать в исследовании вакцины от коронавируса, необходимо соблюсти некоторые условия: должно пройти 30 дней со дня проведения любых других прививок. Если прививка от COVID-19 сделана, то провести вакцинацию от других заболеваний можно будет также только спустя 30 дней. Поэтому привиться одновременно от гриппа и коронавируса не получится.
Врач Холодная отмечает, что людям необходимо самостоятельно принимать решение, готовы они привиться или нет: «Мы не знаем пока каких-то отдаленных результатов по эффективности и безопасности вакцины. Однозначно что-то рекомендовать или нет можно будет позже, когда будет больше данных».
Врач-инфекционист Оксана Станевич считает, что идти прививаться в рамках исследований вакцины стоит тем, кто не имеет противопоказаний, хочет участвовать в испытаниях, но сомневается. Она отмечает, что сейчас в России проходят третьи фазы исследований сразу нескольких вакцин: китайской, британской (на данный момент в РФ приостановлены испытания вакцины AstraZeneca) и двух российских — «Спутник V» от Центра Гамалеи и «ЭпиВакКорона» от центра «Вектор». «Даже если введут плацебо, через две недели в любой лаборатории можно сдать тест на антитела и проверить, есть они или нет. При отсутствии антител можно дождаться окончания исследования и привиться вакциной, которая будет зарегистрирована для широкой вакцинации», — говорит Станевич.
«То, сработает ли вакцина, станет понятно в течение полугода, если не появятся заболевшие среди тех, кто привился, — отмечает Станевич. — Если появятся — это будет означать, что важны против этой инфекции не столько антитела, сколько другие механизмы защиты».
По данным ВОЗ на 2 октября, в мире разрабатывается 193 вакцины от коронавируса. Для 42 из них начаты клинические исследования (10 из них находятся на третьей фазе), 151 — на стадии доклинических исследований. Тем временем в России 14 октября зарегистрировали уже вторую вакцину от коронавируса, «ЭпиВакКорона», разработанную новосибирским центром «Вектор».
Вакцинация от гриппа поможет от коронавируса?
Сейчас в России продолжается вакцинация от гриппа. Ванюков советует привиться от гриппа, а также от пневмококка. Врач отмечает, что обе эти прививки можно поставить одновременно. На вопрос, от чего лучше всего привиться прямо сейчас, от коронавируса или от гриппа, Ванюков не отвечает, потому что не знает, «что страшнее».
«Каждый должен принять решение для себя, — отмечает врач. — Если человек не готов вакцинировать себя от COVID-19, то от гриппа и пневмококка надо прививаться обязательно. Это вряд ли как-то поможет с коронавирусом, но по крайней мере так можно избежать тяжелых форм болезней. Мы не знаем пока, могут ли грипп и коронавирус существовать вместе. По идее, такого быть не должно».
С Ванюковым не согласна Холодная. По ее словам, человек может одновременно болеть и коронавирусом, и гриппом — это так называемая микст-инфекция. «Они бывают и при других ОРВИ, когда человек может одновременно болеть и гриппом, и риновирусной инфекцией. Это происходит реже, чем чем-то одним, но в целом это встречается, и в плане коронавируса это, вероятно, не станет исключением».
Она добавляет: маловероятно, что вакцинация от гриппа снизит риск заражения коронавирусом. «Это может снизить риски, связанные с осложнениями при гриппе. То есть человек не заболеет гриппом или не заболеет одновременно гриппом и ковидом. Вакцинироваться от гриппа в этом сезоне действительно актуально, потому что снизится нагрузка различных вирусов на организм», — говорит Холодная.
Приобретенный иммунитет поможет не заразиться?
Пока ситуация с приобретенным иммунитетом у тех, кто переболел коронавирусом, остается недостаточно исследованной, утверждает врач-инфекционист Холодная. «Мы видим, что антитела у людей, переболевших коронавирусом, могут появляться, а потом, в течение ближайших месяцев, — снижаться. Но мы пока точно не знаем, заболеют ли в итоге те люди, у которых снизился уровень антител. Следует отметить, что все-таки наиболее быстро они уходят у тех, кто болел не тяжело или бессимптомно».
В августе ученые из Гонконга подтвердили первый случай повторного заражения коронавирусной инфекцией, напоминает Станевич. 33-летний мужчина вылечился от COVID-19 и через четыре с половиной месяца заболел снова. В первый раз заболевание протекало у него в легкой форме, а во второй — бессимптомно. Ученые отмечали, что мужчина заразился новым штаммом коронавируса, который циркулировал в Европе в июле и августе.
Станевич рассказывает, что, помимо антител IgM и IgG, наличие которых можно узнать при анализе, существуют нейтрализующие антитела. Про их наличие, по словам врача, можно узнать только в научно-исследовательских лабораториях.
«Ученые заражают культуру клеток вместе с сывороткой больного коронавирусом и смотрят, происходит заражение или сыворотка подавляет его. Соответственно, степень заражения культуры можно определить с помощью того, какой титр нейтрализующих антител был в этой сыворотке. Все сейчас гонятся за этими антителами и хотят, чтобы был высоким уровень этого титра», — говорит Станевич.
По словам врача, помимо нейтрализующих антител существует еще что-то, что помогает людям не заражаться коронавирусом и не иметь никаких антител даже при ежедневном контакте с заболевшими. В качестве примера она приводит некоторых врачей, в том числе себя, а также людей, которые живут с заболевшими, но не заражаются.
«Есть предположение, что неспецифическая иммунная система на слизистой как-то на это влияет. А другое предположение, что, кроме антител, есть какой-то другой механизм, например клеточный иммунитет, который предотвращает развитие инфекций», — считает Станевич. Точных данных пока нет.
Эксперт отмечает, что агрессивность вируса пока остается под вопросом. «У некоторых специалистов есть мнение, подтвержденное немногочисленными данными, что у больных, у которых по тем или иным причинам иммунитет подавлен (онкологические больные, больные, принимающие специальную терапию), вирус задерживается дольше и дольше остается жизнеспособным, приобретая, возможно, более опасные мутации. Эти предположения еще требуют подтверждения на молекулярно-генетическом уровне. С другой стороны, есть гипотеза, что среди условно здоровых лиц он становится менее опасным за счет того, что ему необходимо более эффективно адаптироваться к популяции. Но это тоже требует дополнительных исследований. Пока есть только данные о том, что повторно болеющие болеют легче», — говорит Станевич.
Rapid Decay of Anti–SARS-CoV-2 Antibodies in Persons with Mild Covid-19 (Быстрый распад антител против SARS-CoV-2 у людей с легкой формой COVID-19). The New England Journal of Medicine.
Clinical and immunological assessment of asymptomatic SARS-CoV-2 infections (Клинико-иммунологическая оценка бессимптомных инфекций SARS-CoV-2). Nature Medicine.
Longitudinal dynamics of the neutralizing antibody response to SARS-CoV-2 infection (Продольная динамика ответа нейтрализующих антител на инфекцию SARS-CoV-2). Oxford University Press.
Neutralizing antibodies correlate with protection from SARS-CoV-2 in humans during a fishery vessel outbreak with high attack rate (Нейтрализующие антитела коррелируют с защитой от SARS-CoV-2 у людей во время вспышки болезни на рыболовных судах с высокой частотой атак). Journal of Clinical Microbiology.
COVID-19 herd immunity: where are we? (Коллективный иммунитет от COVID-19: где мы находимся?) Nature Reviews Immunology.
Covid-19: Do many people have pre-existing immunity? (COVID-19: у многих ли людей уже есть иммунитет?) The BMJ.
COVID-19 and the Path to Immunity (COVID-19 и путь к иммунитету). Journal of the American Medical Association
What we know about the COVID-19 immune response? (Что мы знаем об иммунном ответе COVID-19?) ВОЗ.
«Такие дела» благодарят за помощь в подготовке материала Ирину Резник.