Денежные переводы от друзей и посты в соцсетях. В Петербурге суд разъяснил, почему активистку Дарью Апахончич признали инагентом
Ленинский районный суд Петербурга 5 апреля начал рассмотрение иска художницы Дарьи Апахончич* к Минюсту и МИД РФ из-за включения ее в список СМИ-иностранных агентов. Как рассказала «Таким делам» активистка, на заседании ей предоставили список причин, по которому ее включили в перечень инагентов. Среди них — уроки русского языка как иностранного, участие в международных фестивалях и финансовая помощь от друзей из-за границы.
По данным суда, Апахончич получала гонорары от Финского музея фотографии и журнала Le Monde и материальную помощь от друга. Также в деле есть указания на посты Дарьи об акциях в поддержку Юли Цветковой и фигурантов дела «Сети»**, ее публикаций в блоге «Феминистки поясняют» и на сайте Colta. По словам активистки, в суде сочли, что она получала деньги из Норвегии, когда работала в российском Красном Кресте. «Это смешно, потому что я работала в программе президентских грантов, — сказала Апахончич. — Там суммы, которые я не зарабатывала, я получала меньше».
«Я рада, что наконец-то появилась эта информация: можно узнать, за что можно стать агентом, — сказала Дарья. — Но ничего из этого не делает меня СМИ, выполняющим функции иностранного агента. Я обычный человек, художница, учительница».
Адвокат активистки Александр Передрук прокомментировал «Таким делам» позицию Минюста. «Любые публикации, которые она делала в соцсетях, никем не финансировались, — пояснил он. — Но Минюст считает, что достаточно получить любые иностранные средства и что-то публиковать в интернете — тогда человек может быть внесен в реестр СМИ-инагентов».
Передрук сказал, что, по мнению защиты, Апахончич никогда не получала деньги для публикаций. Он подчеркивает, что такое широкое толкование закона для внесения ее в реестр инагентов ограничивает свободу выражения мнения. Следующее судебное заседание по статусу инагента назначено на 15 апреля.
В декабре 2020 года Минюст впервые включил пять человек в реестр СМИ-инагентов. В него, помимо Апахончич, вошли журналисты Людмила Савицкая*, Денис Камалягин*, Сергей Маркелов* и правозащитник Лев Пономарев*. Иностранными агентами могут признать граждан, которые распространяют материалы СМИ-инагентов или участвуют в их создании, а также если они получают деньги или имущество из‑за рубежа либо от российских юрлиц, финансируемых из иностранных источников.
1 марта Апахончич подала в Ленинский суд Петербурга иск с требованием признать незаконным распоряжение Минюста о включении ее в реестр СМИ-инагентов. Активистка указала, что никогда не получала денежные средства и иное имущество из иностранных источников для того, чтобы создавать или распространять сообщения или материалы как СМИ, выполняющее функции инагента. Она посчитала, что «вмешательство в ее права обусловлено политической мотивацией». Аналогичные заявления подали Камалягин, Савицкая, Маркелов и Пономарев.
До вступления силу решения суда статус СМИ-инагента приостановлен у Савицкой и Маркелова. По словам Александра Передрука, Дарье Апахончич суд отказал в этой мере предварительной защиты.
Источник «Коммерсанта» объяснял, что Апахончич давала комментарий на канале «Настоящее время», а участие в создании материала в качестве эксперта тоже расценивается как соавторство.
* Выполняет в России функцию инагента.
** Организация признана террористической на территории РФ.