«По ступенькам поползла вверх». Москвичка три месяца не может выйти на улицу из-за неработающего подъемника для инвалидных колясок
Веб-дизайнер Юлия из Москвы с конца апреля не может выйти на улицу из-за неработающего подъемника для инвалидных колясок в подъезде. Чтобы погулять или отправиться за покупками, ей нужно просить помощи у родственников, которые живут в другом конце города. В России нет официальной статистики, которая бы давала понимание, сколько людей с инвалидностью пользуются колясками и сколько из них лишены доступной среды.
Юля
Утром 24 апреля веб-дизайнер фонда «Нужна помощь» Юлия Шелухина, как обычно, решила выйти из дома. Для этого она спустилась на лифте, подъехала на инвалидной коляске к лестнице, ведущей к подъездной двери, но подъемник, который помогал ей выйти на улицу, не сработал. При этом пандусом воспользоваться не получилось — он предназначен для детских колясок, а инвалидное кресло просто не влезает туда по ширине. Так Юле пришлось остаться дома. С тех пор она фактически заперта в своей квартире.
Юля рассказывает, что ждать помощи от незнакомцев иногда приходится по несколько часов, а ближайшие родственники живут в другом конце Москвы — едва ли возможно постоянно обращаться к ним.
Девушка говорит, что с самого начала многие были против установки подъемника у подъезда. «Они считали, что он будет им мешать. В итоге сейчас мне приходится ждать, когда кто-то из проходящих откликнется на просьбу о помощи», — рассказывает она.
Раньше выходить из дома Юле помогала мама, но в последние шесть лет жизнь девушки зависит от исправности подъемника у подъезда. Механизм выходил из строя в 2018 и 2020 годах, но оба раза его чинили за несколько недель. Но на этот раз ремонт затянулся.
Так, в конце апреля этого года, обнаружив поломку, Юля сразу обратилась на портал «Москва — наш город», ее заявку приняли, и примерно через месяц чиновники провели «комиссионное обследование». Тогда ей ответили, что подъемник поменяли и теперь он «находится в технически исправном и удовлетворительном состоянии». Но фактически новое устройство не работало, и воспользоваться им девушка не смогла.
На последующие Юлины жалобы чиновники ответили, что уже поменяли подъемник, но его пока не начало обслуживать районное ГБУ «Жилищник». В июле в районной управе без всяких уточнений девушке ответили, что устройством можно будет начать пользоваться «в третьем квартале 2023 года».
Чтобы все-таки разобраться в том, что происходит с подъемником, и наконец выйти на улицу, Юля обратилась в Следственный комитет с просьбой проверить чиновников на халатность. В заявлении девушка указала, что ей необходимо время от времени покидать квартиру. «Я как человек на инвалидном кресле все эти три месяца не могу выйти из дома, даже чтобы получить необходимую мне врачебную помощь», — написала Юля.
Недоступная среда
По данным Росстата, в России на начало 2023 года насчитывалось почти 11 миллионов человек с инвалидностью. При этом данных о количестве тех, кто передвигается на колясках, нет. В то же время c 2016 по 2020 год людей с инвалидностью обеспечивали в среднем 141 тысячей кресел в год.
В России действует госпрограмма «Доступная среда», направленная на увеличение мобильности людей с инвалидностью. В Москве подъемники и пандусы устанавливают по программе «Социальная поддержка жителей города Москвы», но, по данным Росстата, лифты для колясок есть в многоквартирных домах только 9,1% семей, где живут люди с инвалидностью. При этом с 2020 по 2022 год это число снизилось на 0,5%. Пандусы или вход в подъезд на уровне земли, что делает возможным их использование, есть только у 27,3% таких семей.
Новые дома обычно уже оснащены безбарьерной средой, говорит Светлана Мамонова, директор по внешним связям благотворительной организации «Перспективы». В будущем застройщиков обяжут учитывать ее необходимость уже на стадии проектирования, обещали в Минстрое. Но пока в старых домах пандусы и подъемники пристраивают по заявлению жильцов и при условии, что их соседи не против. При этом есть хрущевки, где установить пандус невозможно.
То есть человек фактически перестает выходить на улицу, отмечает Светлана. «Мама одного ребенка рассказывает, что они вынуждены нанимать людей, чтобы выносить его», — рассказывает она.
«Этим летом мы с нашей подопечной ездили в Москву, арендовали квартиру в центре, где был подъемник, который постоянно не работал. В какой-то момент было невозможно дозвониться до ремонтной службы, и моя подопечная просто сползла с коляски и по ступенькам поползла вверх. Так было проще», — объясняет специалистка.
Иногда у человека действительно нет другого выхода, подтверждает сотрудница компании Kinesis Дженнет Базарова, которая сама передвигается на коляске. «Если хватает физической силы, то по пандусу самостоятельно. Если нет, то просишь помощи у соседей, прохожих, семьи. Одному — никак, только если просишь помочь людей и тебя на руках спускают-поднимают по лестницам», — объясняет она.
Нюанс
По словам Джаннет, ситуация с доступностью в многоквартирных домах постепенно становится лучше, но очень медленно. «Например, в моем подъезде — дом 90-х годов — тоже установлен подъемник. Но есть нюанс: установили его далеко не сразу, а только года четыре назад, и это было сделано совершенно не по ГОСТу», — говорит она. Из-за этого фактически пользоваться подъемником не получается.
«Подъемник не автоматический, то есть человек из ЖКХ сам по камере наблюдает, кто вызывает подъемник, и только после этого дает электричество в подъезд. Кроме того, в подъезде установлены две тяжелые входные двери — внешняя входная и внутренняя, и когда подъемник опускается вниз, он упирается во внутреннюю дверь, где установлен порожек. При этом кнопка, чтобы дверь открылась, находится в противоположной стороне от подъемника — там, куда до нее невозможно дотянуться рукой», — рассказывает Джаннет.
Она добавляет, что, если подъемник ломается, сразу вызывают специальную службу, которая старается приехать в течение дня. «Ломается подъемник очень часто», — заключает экспертка.
По закону те, кто живет в государственном и муниципальном жилье, могут попросить поменять им квартиру на другую — с более доступной средой. Но тем, чье жилище в частной собственности, помочь нечем.
Чтобы решить проблему, люди на колясках по десять лет добиваются установки пандуса и каждый раз, чтобы покинуть дом, вызывают спасателей. Или же строят подъемники самостоятельно. В этих случаях государство не оказывает людям никакой поддержки.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам