«Комиссия счастья» и школа для всех

Фото: Reuters/PixStream

Сообщения о том, что томские ученые работают над «уроками счастья», которые могут войти в школьную программу, впервые появились в конце 2018 года. Журналист Галина Сахаревич изучила, кто и как занимается этим сегодня и причем здесь Королевство Бутан

Из Бутана в Сибирь

Евгений Ковалевский — российский путешественник, заместитель председателя томского отделения Русского географического общества, в спортивном туризме известен как Адмирал Джек. Он совершил четыре экстремальных сплава по склонам Эвереста и первое в мире кругосветное плавание на надувном парусном катамаране, а в 2008 году отправился изучать Королевство Бутан. 

«Путешествие заняло несколько месяцев, — рассказывает Евгений. — Я хотел просто понять, почему эта страна настолько отличается от других. Поразило, что, несмотря на невысокий уровень жизни, они берегут природу, что там все такое яркое и разноцветное, дома раскрашены. Создалось впечатление, что бутанцы сами считают себя частью природы».

Об одной из семей, у которых Ковалевский останавливался, он отзывается так: «Они не пишут и не читают на родном языке дзонг-кэ, не говорят по-английски. Это типичная семья восточного Бутана. Как правило, из детей только 20-30% учится в школе и говорит по-английски. Многие после пятого или шестого класса уходят из школы с начальными знаниями и уже могут найти работу».

Тем не менее согласно опросам, 96-97% бутанцев называют себя счастливыми. Опрос об уровне счастья в Бутане проводится каждую перепись населения: интервьюеры подробно, в течение нескольких часов опрашивают всех жителей страны (700-800 тысяч человек) и анализируют результаты.

Кроме того, Бутан — первая страна в мире, где создано Министерство счастья, а валовое национальное счастье стало аналогом ВВП. Его подсчитывают, исходя из опросов, которые проводят во время каждой переписи населения, и на основе результатов планируют реформы на пятилетку. Уровень счастья измеряется по девяти критериям — уровень жизни, образование, здоровье, окружающая среда, жизнеспособность сообщества, времяпрепровождение, психологическое состояние, эффективность управления, устойчивость и развитие культуры. 

Евгений Ковалевский у монастыря Такцанг-Лакханг
Евгений Ковалевский в женском монастыре в Канграчапте
Брокпа — жительница высокогорной деревни
Евгений Ковалевский в национальной одежде
Евгений Ковалевский у монастыря Такцанг-Лакханг
Евгений Ковалевский в женском монастыре в Канграчапте
Брокпа — жительница высокогорной деревни
Евгений Ковалевский в национальной одежде

Евгений Ковалевский у монастыря Такцанг-Лакханг

Исходя из того, как бутанцы оценивают каждый из показателей, правительство Бутана определяет следующий пятилетний план развития страны. Например, если в ходе опроса становится ясно, что какая-то из фабрик отрицательно влияет на экологическую ситуацию, то государство может вмешаться в работу предприятия. 

По инициативе короля Бутана ООН приняла резолюцию, согласно которой счастье должно стать «показателем развития страны». Изучив опыт Бутана, в Таиланде создали Центр валового национального счастья, в Венесуэле — Министерство высшего социального счастья, а в Эквадоре — Госсекретариат хорошей жизни. Подобная идея обсуждалась и в нашей стране: в начале года спикер Совфеда Валентина Матвиенко предлагала ежегодно замерять уровень счастья у россиян по примеру ОАЭ. 

Чтобы понять, что делает жителей Бутана счастливыми, три года назад Ковалевский отправился в экспедицию во второй раз. После более трехсот интервью о счастье с обычными бутанцами он вернулся в Томск, чтобы начать новую работу.

«Комиссия счастья»

После возвращения Ковалевский первым делом создал в Томске «комиссию счастья». В составе около десяти человек: психологи, педагоги, мастера восточных единоборств, йоги. Предполагалось, что они будут исследовать понятие счастья с разных сторон — как физическую гармонию, как душевное равновесие, как успешность.  

Читайте также «Зачем я буду вас учить?»   Даша обязательно спасет кого-нибудь из нас. А пока ей надо доучиться  

В первую очередь команда хотела понять, как именно в Бутане измеряют счастье и отличается ли восприятие счастья жителей королевства от российского. 

Психолог, кандидат психологических наук и преподаватель томского педагогического вуза Людмила Ахметова адаптировала бутанский опросник для России. В отечественном варианте уровень счастья оценивается по трем критериям: социальная активность, психологическое и физическое состояние, и 15 показателям: положение в обществе, работа, душевный покой, семья, дети, здоровье, условия в районе проживания, жилищные условия, материальный достаток, питание, сексуальная жизнь, духовные потребности, общение с друзьями, развлечения, отдых. 

Проводить исследование решили на студентах и пришли к неожиданным выводам — например, выяснилось, что у них практически отсутствует социальная зрелость, а социальность рассматривается скорее как отношения с близким окружением.

«Лучшие люди»

Ирина КуприяноваФото: из личного архива

По словам научного сотрудника томского НИИ психического здоровья Ирины Куприяновой, в мире есть немалый опыт ведения уроков счастья, и томская команда его изучает. Так, «уроки счастья» есть в Бристольском университете, где они должны способствовать сокращению числа самоубийств среди студентов. Слушателям курса предлагают такие задания, как увеличение количества часов сна, медитация, слова благодарности людям и совершение хороших поступков. Эти задания они выполняют за семь дней и обсуждают достижения с другими студентами.  

В Германии также есть программа с аналогичным названием.  На уроках дети выполняют задания, напоминающие упражнения по тимбилдингу, например, проходят через подвесной мост или говорят слова благодарности в лицо друг другу. Учебная программа по развитию уровня счастья разработана в Дели, цель ее — сделать так, чтобы школьники не были зациклены на том, как стать «лучшими специалистами», а вместо этого стали «лучшими людьми». Туда включены уроки медитации и осознанности. По этой программе занятия проводят 50 тысяч учителей в тысяче школ примерно для миллиона школьников.

Курс «Психология и счастливая жизнь» также стал самым популярным за всю историю одного из самых престижных вузов мира — Йельского университета.

«Меняем ракурс»

«Мы работаем не с проблемой как таковой, а с отношением человека. Меняем ракурс, — рассказывает Ирина Куприянова о принципе будущих уроков. — Счастье — это как раз таки эмоциональное отношение к окружающим, наши эмоции».

Профессор отмечает, что сейчас школа ориентирована на знание, причем высокого уровня: родители школьников хотят, чтобы те смогли выучить несколько иностранных языков, а если стать спортсменом, то обязательно успешным. Это приводит к делению детей на кластеры «гениальных», «успешных», «отстающих». 

Урок счастья в школе в Гейдельберге, ГерманияФото: Ronald Wittek/DPA/ТАСС

Это произошло потому, что из образования ушла массовость (скаутские движения, кружки, которые формировали структуру личности ребенка и делали их эмоционально более устойчивыми), отмечает Куприянова. Дети, которые попали в кластер отстающих, сразу уходят «в тень», в решение проблем асоциальными способами — интернет-зависимость, суицид (по числу детских самоубийств Россия уступает только Казахстану и Суринаму — прим. ТД).

Читайте также «Спросили, где забастовка, — а мы сидим, учимся»   16-летний ученик петербургской гимназии борется за права школьников всей страны  

Еще одна проблема — нехватка эмоциональной поддержки, которую школьники не могут получить от учителей из-за выгорания последних. У подавляющего числа педагогов через 20 лет наступает эмоциональное выгорание, а через 40 — «сгорают» все учителя. К тому же средний возраст педагога в России более 50 лет, но даже у начинающих педагогов показатель степени социальной адаптации оказался ниже, чем у ряда пациентов с неврозами. «Уроки счастья» должны помочь решить эти проблемы.

«Какая вода?»

Уроки счастья, над которыми работает томская «комиссия», — это и психологические практики (по словам Ирины Куприяновой, особенно важны практики «говорения», школьникам нужно выплеснуть свои эмоции), и элементы медитации, и блок физических упражнений из йоги и восточных единоборств. Часть уроков планируется проводить на природе, чтобы развивать экологическое мышление. 

Евгений Ковалевский также собирается устраивать встречи школьников с успешными людьми — чтобы помочь детям найти ролевую модель.  

Людмила АхметоваФото: из личного архива

Людмила Ахметова отмечает, что уже разработала учебную программу, где дети на уроках чувствуют себя успешными, и опробовала ее на учениках одной из томских школ, отследив их результаты от начальной школы до выпуска. Группа детей, участвовавших в исследовании, училась по этой программе до пятого класса, но показывала более высокие результаты и в старшей школе, и при поступлении, опережая своих сверстников. 

«Суть программы в том, что уроки ведутся комплексно. Например, на первом уроке дети изучают учебный материал по разработанной технологии, а на втором могут выразить свое чувственное отношение к изученному материалу. Например, при изучении темы “Вода” дети могли выразить свое отношение к ней, прочувствовать ее, описать художественно, придумать, какой у воды может быть характер. Какая она, вода? Добрая? Злая? Горячая? Колючая? То есть расширить и углубить чувственное восприятие объектов природы», — говорит Людмила Ахметова.

Сейчас в планах разработчиков томских уроков счастья — закончить апробацию опросника (сначала на студентах разных специальностей) и найти до конца года школу для пробного цикла занятий. В Томске уже есть несколько учебных заведений, которые готовы включиться в проект: уроки счастья станут либо отдельной дисциплиной, либо частью других занятий. 

Если опыт окажется успешным, то томская «комиссия счастья» будет продвигать свою программу через Министерство образования и просвещения РФ.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — «Таких дел». Подписывайтесь!

Читайте также

Вы можете им помочь

Всего собрано
293 292 727
Текст
0 из 0

Фото: Reuters/PixStream
0 из 0

Ирина Куприянова

Фото: из личного архива
0 из 0

Урок счастья в школе в Гейдельберге, Германия

Фото: Ronald Wittek/DPA/ТАСС
0 из 0

Евгений Ковалевский у монастыря Такцанг-Лакханг

Фото: из личного архива
0 из 0

Евгений Ковалевский в женском монастыре в Канграчапте

Фото: из личного архива
0 из 0

Брокпа — жительница высокогорной деревни

Фото: из личного архива
0 из 0

Евгений Ковалевский в национальной одежде

Фото: из личного архива
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: