Самые важные тексты от «Таких дел» в моментальных уведомлениях
Подписаться
Фото: Мария Ионова-Грибина для ТД

Ей пришлось пройти через многое: рано повзрослеть, переехать в Москву и всего добиться самой. И сейчас, в свои 26, она курирует горячую линию помощи после инсульта

Собрано
3 732 233 r
Нужно
5 149 200 r

Регина улыбается, хотя говорит о серьезном. Например, о том, что инсульт «молодеет». «Сейчас вот мы собираем деньги на реабилитацию девушки, ей 29 лет. Занималась спортом, правильно питалась, дочери полтора года. Годами не обращала внимание на головные боли — и вот. А недавно был месяц, когда мы одновременно вели трех людей с инсультом: 32, 33 и 34 лет. Не знаю, в чем причина, но к нам все чаще обращаются молодые. Впрочем, к нам в принципе все чаще обращаются».

Когда Регина пришла работать в фонд по борьбе с инсультом ОРБИ два года назад, на горячую линию звонило 3000 человек в год. На следующий год — уже 7000. А сейчас — ближе к 11 000. Вообще-то это хорошо — значит, все больше людей узнают о том, что есть номер, на который можно позвонить бесплатно со всей России (и даже из-за границы), и там помогут. Правда, с каждым днем у Регины все больше работы. Но она не жалуется. Ей чем больше, тем лучше. «Безделье, наоборот, вводит меня в уныние», — снова улыбается она.

Говорить о своей любимой работе Регина готова бесконечно. И слушать ее безумно интересно, потому что в каждой фразе чувствуются опыт, разум, четкость и деловой подход. Но откуда у 26-летней девушки все это? А оттуда, из башкирского города Сибай, что в шести часах езды от Уфы.

Стержень

Когда Регине было одиннадцать, умер ее папа и кончилось детство. Чтобы прокормить двоих детей, мама отправилась на заработки в Сургут, а Регина и ее трехлетняя сестра Земфира переехали из города в село Старый Сибай к бабушке и дедушке. Мама приезжала раз в год, и Регина полностью ухаживала за Земфирой, а еще помогала по хозяйству: доила коров, пасла телят, ухаживала за свиньями, ощипывала кур, косила сено, полола огород и готовила. А еще ходила в школу и хорошо училась.

Регина, руководитель горячей линии помощи после инсульта фонда ОРБИ
Фото: Мария Ионова-Грибина для ТД

Бабушка с дедушкой заменили ей родителей. «До этого мама воспитывала меня в строгости, но внушила мне абсолютную веру в себя, — говорит Регина. — Хочешь — значит сделаешь, говорила она. А не получилось — значит ты этого не захотела. Это очень помогло мне в жизни потом».

С 13 лет Регина начала работать. В один из приездов мама подарила ей ноутбук, и она стала писать рефераты за деньги. С тех пор в ее жизни не было периода, чтобы она не работала.

В одиннадцатом классе по специальной программе правительства Башкирии Регину отобрали в число тех, кого хотели отправить поступать в Москву. Из школы Регина была такая одна. Она была рада уехать в большой город, потому что Старый Сибай — это дом и «место силы», как она сама говорит, но хотелось чего-то большего. «Лучшая подруга подарила мне на выпускной карту Москвы, наугад обвела кругом район на юге и сказала: “Ты будешь жить тут”, — смеется Регина. — Через пять лет я откопала случайно эту карту — и как же я была поражена! Ровно там я сейчас и живу».

Регина поступила в Российский государственный социальный университет на факультет социальной работы. Когда 30 августа они с двумя девчонками (познакомились в поезде) приехали из Уфы в Москву заселяться в общагу, выяснилось, что общаги у них не будет. Сначала обещали, а потом не вышло. Семнадцатилетние девчонки оказались без жилья с чемоданами.

В Москве Регина знала только одного человека — свою дальнюю тетушку. Но тетушка сама снимала крохотную комнату в коммуналке, где вместо двери была штора. Однако оставить девочек на улице (притом что двоих она вообще видела в первый раз) она не смогла. И они зажили там вчетвером.

Регина спала на конструкции из металлических прутьев, вторая девочка — на двух сдвинутых креслах, третья — на полу, а сама тетя — по-королевски: на раскладушке. В такой конфигурации места в комнате не оставалось ни на что больше, и вещи все четверо хранили под Регининой «кроватью». Это было одновременно и подпоркой, чтобы Регина не провалилась на пол. «Удобно!» — смеется она.

Регина в службе «Ясное Утро», на базе которой работает горячая линия помощи после инсульта при фонде ОРБИ
Фото: Мария Ионова-Грибина для ТД

На жизнь в Москве у Регины было с собой пять тысяч рублей, и она быстро поняла, что надо выкручиваться. 3 сентября она устроилась в «Ашан» — расставляла посуду на полках («С тех пор я люблю посуду, особенно бокалы!»). Работала по 12 часов: сначала училась, потом спала, потом работала ночью, потом ехала на учебу. Говорит, что не уставала и что нет плохой работы.

Через несколько месяцев Регина таки выбила себе общежитие, правда, оно было платное. Пока училась в институте, три года работала в Марфо-Мариинской обители милосердия: помогала с пожилыми актерами кино, организовывала их досуг и разбиралась с бумагами. Получив такой опыт, написала магистерскую диссертацию по геронтологии.

Когда Регине исполнился 21 год, у нее нашли серьезное заболевание. Она лечилась несколько лет, поначалу не говорила об этом ни родственникам, ни парню. И сейчас принципиально не хочет это афишировать. Все лекарства покупала на свои деньги — просить помощи она никогда не умела. В фонды тоже не обращалась — сейчас говорит, что, наверное, зря. Только год назад она закончила лечение, но теперь все еще справляется с его последствиями. Конечно, сама.

Раз в три месяца она ездит в Старый Сибай — подпитаться силой и повидать родных. Правда, с прошлого года горит Сибайский карьер, один из самых глубоких в мире, в округе нечем дышать, и это омрачает визиты. Но и тут Регина не унывает. Во время ее приездов родня часто сокрушается, что ей уж 26, а она еще не рожала, но Регина научилась мягко отвечать, что сама отвечает за свою жизнь. А иногда люди, слыша ее хохот, говорят: «Эх, беззаботная молодость, мне бы твои проблемы», и тогда Регина просто улыбается и молчит.

Горячая

Когда Регина начала заниматься горячей линией, проекту было всего полгода. Он был сырой, и можно было реализовать все свои задумки. Надо было придумать, кто, что и как будет говорить звонящим и как все это будет устроено. Сейчас работают восемь операторов, все они — профессиональные психологи. Они обрабатывают первый звонок, помогают снять стресс и задают нужные вопросы, чтобы потом переключить человека на соответствующего специалиста.

Регина Утяшева
Фото: Мария Ионова-Грибина для ТД

«Родственники человека с инсультом часто звонят в панике и даже мысль не могут сформулировать, не то что конкретный запрос, — говорит Регина. — Наши операторы разговаривают с ними и пытаются понять, что именно нужно: реабилитация, информация, консультация врача. Затем чаще всего переводят на невролога и специалиста по реабилитации. В этом году мы подключили еще кардиолога, эндокринолога, диетолога и юриста, чтобы помощь была еще более системной».

Специалист по реабилитации не только помогает с реабилитационным центром, но и может дать массу важных советов по обустройству дома для человека, только что перенесшего инсульт. Он знает все и рассказывает, какая нужна одежда, обувь, мебель, освещение, предметы. Оказывается, мебель должна удобно открываться: если у человека плохо работает левая часть, дверцы и ручки шкафов можно перевесить. Ковры, например, нужно убрать, потому что, когда ноги плохо передвигаются, люди часто задевают их края, спотыкаются, падают и ломают себе кости. Шлепанцы тоже нельзя: из-за специфического положения стопы у человека может развиться мышечный спазм, что сильно замедлит реабилитацию. А одежда должна прилегать к телу, чтобы человек видел свои руки и ноги и понимал, что это его руки-ноги. Когда они плохо двигаются и он их не чувствует, это важно. Эти и еще сотни полезных советов дают специалисты горячей линии каждый день.

Очень много внимания на линии под руководством Регины начали уделять профилактике инсульта. Часто люди звонят, просто чтобы получить грамотную и четкую информацию. «Наша задача — не столько оплатить реабилитацию, сколько помочь получить ее бесплатно, дать информацию и поддержать, — объясняет Регина. — Ни один звонящий не должен уйти от нас, не получив помощь».

Регина в помещении, где работает горячая линия
Фото: Мария Ионова-Грибина для ТД

Обычно сама Регина не разговаривает с теми, кто звонит. На нее переводят нестандартные вопросы, также она курирует особо тяжелые случаи. «Поначалу я была наивна и даже давала людям свой мобильный номер. Но они звонили и в четыре утра, и в выходные, и постепенно я поняла, что это не дело. Теперь все отлажено, но иногда все равно приходится вовлекаться и подпускать некоторые истории ближе, чем хотелось бы».

Например, такие.

У одного молодого мужчины разорился бизнес, он долго не обращал внимания на стресс и головные боли, пережил несколько микроинсультов на ногах, а потом слег. Жена забрала детей и ушла от него. У него осталась только пожилая мама — хорошо, что она позвонила на горячую линию.

В Северодвинске откололась льдина, рыбаков унесло в море, молодой спасатель всех вытащил, а вечером, уже дома, у него случился инсульт.

У бабушки в сибирской деревне никого не осталось, после инсульта она живет одна в частном доме и еле ходит. Соцработник приходит редко, проточной воды в доме нет, и, когда заканчивается покупная, бабушка пьет воду из аквариума с рыбками. А иногда не пьет — отдает сначала кошке и собаке, а себе не остается.

Женщину годами бил муж, в конце концов она нашла силы взять детей и сбежать от него, а когда оказалась в безопасности, случился инсульт.

Другую женщину тоже бил муж, и у него случился инсульт. Родственников нет, теперь жена вынуждена ухаживать за ним, хотя ненавидит его.

А на одного мужчину долго собирали деньги, его любили родственники и обожала жена, а во время реабилитации он умер.

С такими историями Регина имеет дело постоянно, их она ведет и старается обеспечить людям системную помощь.

У детей тоже бывают инсульты — и у новорожденных, и у пяти-десятилетних.

Но бывают и забавные случаи. «Оператор переводит на меня мужчину, мол, нестандартный случай, — Регина начинает хохотать. — В общем, он занимался сексом, у него резко заболела голова, он вышел в другую комнату, нагуглил номер горячей линии и звонит, мол, что делать. Говорит шепотом, потому что женщина лежит в соседней комнате. “Может, из-за ее духов?” — спрашивает он меня. А потом советуется, стоит ли ему вернуться и продолжить начатое. “Я бы пошла, — говорю я ему, — но это вам решать!”»

Или звонит женщина и жалуется: ей изменил муж, она его прокляла, и у него случился инсульт. Теперь она мучается от чувства вины, не знает, как с этим жить, и просит помощи. «И помогаем же!» — смеется Регина.

Регина
Фото: Мария Ионова-Грибина для ТД

А многие звонят просто поблагодарить. Говорят спасибо за информацию и плакаты (многие наверняка видели листовки и постеры ОРБИ с четырьмя человечками и понятными описаниями симптомов инсульта), говорят, что благодаря фонду узнали, что нужно вызывать скорую как можно скорее (потому что у врачей есть только 4,5 часа, чтобы спасти человека, иначе последствия инсульта будут катастрофическими), и успели сделать все вовремя. И тогда Регина вздыхает с облегчением. Это значит, что ее дело работает.

А еще Регина, поборник профессионализма в благотворительности, не любит действовать наугад, а потому использует горячую линию еще и как источник обратной связи. Фонд постоянно мониторит, кто звонит, откуда, какие у людей вопросы и проблемы, в каком регионе, до или после инсульта звонят, откуда узнали о линии и прочее. Все это в фонде анализируют и корректируют свои программы в соответствии с этими данными, чтобы не работать вслепую.

А также постоянно обучают новых операторов и добавляют новые вопросы в скрипты. В будущем хотят сделать линию круглосуточной, чтобы людям с Дальнего Востока тоже было удобно звонить. И сам звонок, и все консультации абсолютно бесплатны для граждан России.

***
Горячая линия помощи после инсульта, любимое детище Регины, существует на пожертвования. Нужно оплачивать работу специалистов, телефонную связь и помещение кол-центра. ОРБИ — первый в России фонд помощи больным, перенесшим инсульт, и их родственникам. Он делает огромное дело, занимаясь профилактикой инсульта и помогая справляться с его последствиями. И дело это выполняется профессионально и эффективно в том числе благодаря прекрасной Регине.

Пожалуйста, оформите регулярное пожертвование в пользу горячей линии. Это действительно великое дело.

Сделать пожертвование

Помочь

Оформить пожертвование в пользу проекта «Горячая линия информирования об инсульте»

Выберите тип и сумму пожертвования
Поддержите, пожалуйста, наш фонд

Мы существуем только на ваши пожертвования. Вы можете добавить процент от пожертвования на развитие фонда «Нужна помощь»

Читайте также

Вы можете им помочь

Материалы партнёров

Всего собрано
2 436 592 744
Все отчеты
Текст
0 из 0

Регина Утяшева, руководителя фонда ОРБИ. Место съемки: Служба Ясное Утро, на базе которого работает Телефон помощи после инсульта при фонде ОРБИ.

Фото: Мария Ионова-Грибина для ТД
0 из 0

Регина, руководитель горячей линии помощи после инсульта фонда ОРБИ

Фото: Мария Ионова-Грибина для ТД
0 из 0

Регина в службе «Ясное Утро», на базе которой работает горячая линия помощи после инсульта при фонде ОРБИ

Фото: Мария Ионова-Грибина для ТД
0 из 0

Регина Утяшева

Фото: Мария Ионова-Грибина для ТД
0 из 0

Регина в помещении, где работает горячая линия

Фото: Мария Ионова-Грибина для ТД
0 из 0

Регина

Фото: Мария Ионова-Грибина для ТД
0 из 0

Пожалуйста, поддержите проект «Горячая линия информирования об инсульте» , оформите ежемесячное пожертвование. Сто, двести, пятьсот рублей — любая помощь важна, так как из небольших сумм складываются большие результаты.

0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: