В Воронеже МВД проводит проверку и СК возбудил дело после заявлений студентов о пытках в полиции
МВД по Воронежской области начало служебную проверку после заявлений двух студентов о том, что они стали жертвами пыток в полиции, будучи свидетелями по делу о краже телефона, передает ТАСС. Воронежское управление СК возбудило уголовное дело о превышении полицейскими полномочий с применением насилия, сообщает «Новая газета».
История о пытках была опубликована на Youtube еще 29 мая, в начале июня на нее обратило внимание воронежское издание «Моё-Online».
Как рассказали журналистам 20-летние студенты Сергей Троянский и Максим Гребенюк, в отделение полиции № 4 их вызвали для дачи объяснений по факту пропажи смартфона у их знакомой после совместной вечеринки. Также с ними вызвали еще двух участников вечеринки: студента Илью Подгорного и еще одного молодого человека из другого города, пожелавшего остаться неизвестным.
На входе у студентов отобрали телефоны и паспорта и проводили к кабинету № 26, куда заводили по очереди. Сначала опросили иногороднего юношу, тот заявил, что ничего не знает, и его отпустили. После этого в кабинет зашел Максим Гребенюк. По его словам, когда он стал отрицать обвинение в краже, его ударили по лицу, заковали руки в наручники и сказали, что «теперь будут действовать иначе».
«Один из них подошел сзади, поставил ногу на цепь наручников <…>, второй взял пакет, налил туда нашатырный спирт и надел его мне на голову. Ты делаешь два-три вдоха, голова у тебя в пакете. Один держит наручники сзади, другой держит пакет на шее, <…> ты задыхаешься», — рассказал Гребенюк. Пытку полицейские называли «сыграть в хрипоту».
По словам Сергея Троянского, в этот момент они с Подгорным, будучи в коридоре, услышали «очень четкий, очень страшный крик», а когда Максим вышел, то сообщил, что его били.
Троянского полицейские пытали аналогичным способом два раза подряд, требуя признаться в краже телефона. Гребенюк и Илья Подгорный, сидя у кабинета, слышали громкие крики, но проходящие мимо сотрудники МВД на эти звуки никак не реагировали. Подгорного также вызвали в кабинет, но опросили без пыток, после чего опять вызвали Гребенюка и вновь пытали с применением нашатыря.
Юношам пригрозили «закрыть» их на двое суток, в течение которых пытки будут продолжаться, если они не «решат, кто из них виновный». Студентов отпустили, когда они подписали согласие пройти проверку на полиграфе.
28 мая молодые люди написали заявление в СК и зафиксировали у медиков следы насилия — кровоподтеки на руках. По словам хозяйки пропавшего телефона, она не представляла, какими способами будут искать ее имущество, и лично помогла своим приятелям записать видео о пытках. Также она заявила, что после обращения ее друзей в СК силовики «потеряли интерес» к поискам смартфона.
Уголовное дело по по статье 286 УК РФ «Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за его полномочия, повлекших нарушение прав граждан, с применением насилия» было возбуждено спустя месяц после обращения, но в отношении неустановленных лиц, хотя студенты опознали некоторых из оперативников. Потерпевшими по делу признали Гребенюка и Троянского.
В МВД по Воронежской области заявили о проведении служебной проверки по факту случившегося. Полиция опрашивает очевидцев и просматривает записи камер наблюдения. «Если в установленном порядке факты подтвердятся, сотрудники полиции не только будут уволены по отрицательным мотивам, но и понесут ответственность в соответствии с действующим законодательством», — заявили в пресс-службе.
В мае СК Ингушетии направил в суд дело в отношении шестерых полицейских, обвиняемых в пытках задержанных, убийстве и вымогательстве. В 2010-2016 годах сотрудники республиканского МВД выбивали из подозреваемых показания, применяя насилие, в том числе пытки током. Один из потерпевших умер от удушения, несколько человек получили травмы.
В декабре 2017 года СК Татарстана возбудил девять уголовных дел после суицида Ильназа Пиркина, которого пытали в полиции, требуя признаться в 47 автомобильных кражах. В действительности он был причастен лишь к одной и еще до задержания вернул имущество владельцу, помирившись с ним. Отмечается, что после возбуждения дел начальник отделения по борьбе с групповой преступностью ОУР УМВД России по Нижнекамскому району Ринат Ахметшин попытался освободить коллег от ответственности: он вызвал к себе двух свидетелей по делу Пиркина, избивал их и требовал взять на себя вину в доведении юноши до самоубийства.