В России за 5 лет стало на треть больше людей с ожирением. Связано ли это с кризисом?

На прошлой неделе Минздрав опубликовал данные о том, что число людей с ожирением за последние пять лет, несмотря на экономические трудности, выросло на внушительные 30%. Сейчас их около двух миллионов.  В чем причина таких показателей — в низкой культуре питания, общемировом тренде или же статистика напрямую связана с ростом цен на продукты? Читайте в материале ТД. 

Ольга Малышева

специалист по питанию, автор блога salatshop.ru

Скорее всего рост ожирения связан с ростом цен. Увеличилось потребление наиболее доступных товаров, люди выбирают наиболее сытные продукты, содержащие простые углеводы, не задумываясь об их низком качестве. Они не дают организму необходимых питательных веществ, при этом способствуя увеличению веса.

Читайте также Еда не виновата

Это в первую очередь макароны, рафинированная мука, рафинированный рис, пельмени, сосиски, молочные продукты с содержанием сахара. В целом полуфабрикаты — в супермаркетах увеличивается выбор готовых решений, якобы упрощающих жизнь. Когда эти полуфабрикаты готовятся дома на рафинированном подсолнечном масле, получается еда, которая содержит мало пользы и с трудом усваивается человеком. Когда дорожает оливковое масло холодного отжима и люди покупают рафинированное масло, такая картина, увы, становится обычной.

Важно соотношение. Понятно, что какое-то количество простых углеводов может присутствовать в рационе, только если оно уравновешивается адекватным количеством растительных продуктов, особенно сезонных. Сейчас, например, сезон фруктов, ягод, овощей, зелени. Нужно не полениться дойти до рынка, не ограничиваться небольшим выбором ближайшего супермаркета.

людям не до здорового образа жизни

В целом есть проблема с информированностью населения. Информации о правильном питании становится все больше, и она открыта для всех, но она не распространяется на массовом уровне. Одно дело популяризировать такие идеи в маленькой и богатой стране. Другое дело, в большой стране, где у многих первейшим вопросом стоит выживание — в таких случаях, как это ни парадоксально, людям не до здорового образа жизни. При этом нужно понимать, что здоровое питание — не дорогое. Морковь, свекла, капуста — доступные продукты.

Наши пищевые привычки, отношение к питанию, любимые продукты, — все это закладывается с детства. Сейчас многие кормят своих детей готовыми йогуртами и творожками. Как правило, они содержат рафинированный сахар и пастеризированные молочные продукты. Также дают много печенья и другой выпечки из рафинированной муки. Все это нежелательно к употреблению в больших количествах. Иначе у ребенка могут начаться проблемы с пищеварением, с усвоением минеральных веществ, витаминов, с вниманием.

Михаил Гинзбург

научный редактор журнала «Худеем правильно»

Я не думаю, что пищевые привычки россиян как-то сильно изменились. Нужно говорить прежде всего о том, как людей с ожирением считают.

В свое время была такая болезнь — хроническая пневмония. Ставили ее только в России, и получалось, что здесь ее было в разы больше, чем во всем остальном мире. Точно так же может быть и с ожирением. Например, туда можно записать всех людей, которые весят больше статистической нормы, или людей, чья масса на 15% превышает нормальную массу, или рассчитывать ожирение по количеству килограмм на квадратный метр — каждый раз мы будем получать новую цифру.

культура питания у нас крайне низкая

Вообще, популяция больных ожирением действительно растет, где-то на 10% за 10 лет. Но этот рост не зависит напрямую ни от кризисов, ни от изменения структуры питания. Только от избытка жиров и сахара в пище. В принципе, и первая, и вторая цифра в потреблении россиян довольно устойчивы.

Число людей с ожирением увеличивается примерно с середины XX века, и сейчас сохраняются тенденции, которые сформировались тогда — избыток пищи, избыток в этой пище жира и сахара, использование еды в непищевых целях (поболтать, успокоиться, убить время), малоподвижность. Все эти тенденции нарастают.

Действительно, кризис влияет на картину питания, но не критически. Стало меньше овощей, рыбы. Но тут в чем дело — если бы человек знал, какое питание полезно, он бы покупал эти продукты, несмотря на их цену. Тем более, что не так уж она и выросла. Другой вопрос, что культура питания у нас крайне низкая — у нас любят поесть вкусно, а не полезно.

Леонтий Бызов

социолог, руководитель аналитической службы ВЦИОМ

Ожирение населения – общемировая тенденция. Несмотря на то, что мы постоянно говорим о своем особом пути, практически мы следуем в фарватере международных процессов. Особенно это касается молодежи. Мы знаем, какие чудовищные формы приняло ожирение в США, и наше общество идет в том же направлении. Только в отличие от США, у нас антиреклама опасного фастфуда либо не существует, либо слабо поставлена. Поэтому наша молодежь продолжает в огромных количествах потреблять нездоровое питание. Это связано в первую очередь с привычкой есть что-то на ходу, и просто с зависимостью. Когда люди едят фастфуд с детства, они как правило не мыслят без нее свою жизнь в более взрослом возрасте.

Читайте также Раблезианская скважина

У нас достаточно эффективная пропаганда против курения и алкоголизма, люди реально стали меньше курить и пить. Но, в отличие от ведущих стран, мы еще не поставили на поток борьбу с фастфудом. Нашей молодежи вообще свойственно наплевательски относиться к таким вещам, как питание, они считают себя вечно здоровыми и начинают заботиться о питании начиная только с 35-40 лет.

Часто «подсаживают» детей на такую пищу сами родители – стремятся посильнее накормить своих чад сладким и сдобным, пока есть возможность. Все-таки нужно помнить, что старшее поколение в нашей стране выросло в культуре недоедания: «пусть за нас отъедаются дети». В культуру здорового питания это, увы, не переходит. Она вообще у нас появляется в основном у тех, кто запускает свое здоровье уже до тяжелых осложнений и кому уже приходится следовать нормам здорового образа жизни для сохранения жизни.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: