Минюст назвал проблему домашнего насилия в России преувеличенной. Так ли это?
Министерство юстиции РФ в ответ на вопросы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) о домашнем насилии в стране назвало масштабы и серьезность проблемы «достаточно преувеличенными».
Вопросы ЕСПЧ связаны с делом на основе жалоб четырех россиянок, которые стали жертвами насилия со стороны своих мужей и партнеров. В числе заявительниц: Маргарита Грачева, которой муж отрубил руки из-за ее желания развестись; Наталья Туникова, которую регулярно избивал партнер, а когда он попытался сбросить ее с 16-го этажа, женщина ударила его ножом — ее осудили за это, но потом амнистировали; Елена Гершман, пережившая девять серьезных избиений со стороны мужа — ей отказали в возбуждении дела из-за декриминализации побоев; Ирина Петракова, которую муж избивал и насиловал, преследовал после развода и однажды избил в здании суда. Его приговорили к общественным работам, но отменили наказание.
В письме Минюста говорится, что женщины своими жалобами пытаются «неверно истолковать общую ситуацию с домашним насилием в России» и «подорвать правовые механизмы».
«Такие дела» попросили соавтора закона о профилактике семейно-бытового насилия Алену Попову прокомментировать ответ Минюста в ЕСПЧ.
Алена Попова
правозащитница, соавтор закона о профилактике семейно-бытового насилия
«Когда мы сидим в рабочих группах по разработке закона [о профилактике семейно-бытового насилия], со стороны Минюста нет особых возражений. Я согласна с Мари Давтян (адвокат, представляющая в ЕСПЧ интересы Ирины Петраковой и Маргариты Грачевой. — прим. ТД), которая сказала, что, скорее всего, кто-то из сотрудников ведомства занимается разработкой закона, а кто-то отвечает на международные жалобы. Безусловно, этот ответ на фоне борьбы за принятие закона выглядит крайне одиозным.
Единственная важная вещь, которую они упомянули, — что мужчины в России не обращаются за помощью. Этот факт показывает, что наше государство вбило людям в головы стереотипы о мачо, альфа-самцах, — дескать, людям вообще не стоит обращаться за помощью, а мужчинам и подавно. Естественно, это не нормальная ситуация. Об этом говорила кандидат юридических наук Анна Ривина, она проводила целую кампанию о том, что жертвы любого пола, возраста, религии должны и могут обращаться за помощью.
Обязательно нужен [специальный] закон.
Сейчас идет борьба двух идеологий — консервативной и прогрессивной. Консерваторы говорят, что закон не нужен, не лезьте в наши семьи, — это фактически позиция Минюста, [изложенная в письме]. Однако прогрессивные люди понимают, что в России есть Конституция и невозможно сказать жертвам, что они неверно трактуют нормы законодательства.
Как можно вообще Маргарите Грачевой с отрубленными руками заявить, что она пытается подорвать правовые механизмы?! Это невозможно, это очень странная ситуация».
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам