Заключенный «Лефортово» рассказал об избиениях на следственных действиях в соседнем с СИЗО здании
42-летний Фарходжон Нозимов, находящийся под арестом в СИЗО Москвы «Лефортово» по обвинению в попытке устроить крушение «Сапсана», рассказал членам Общественной наблюдательной комиссии (ОНК), что его избивали во время следственных действий в соседнем здании, формально не относящемся к СИЗО. Об этом написал в своем блоге член ОНК Евгений Еникеев.
Как следует из медицинских документов Нозимова, у него фиксировали следы побоев летом 2017 года, весной и осенью 2018 года. В частности, у него выявляли ушиб мягких тканей нижней челюсти, множественные ссадины на шее, в другой раз — ссадину левого уха и гематому за ухом.
Из разговора с Нозимовым Еникеев сделал вывод, что его избивали на так называемых «следственных действиях», которые проходили в соседнем здании, находящемся под одной крышей с СИЗО. Предположительно, там располагаются следственные кабинеты ФСБ. Наблюдатель подчеркивает, что слышит о подобном впервые за три года работы в ОНК.
«Да, были случаи, что фиксировали побои после возвращения в СИЗО из суда или сразу после прибытия в СИЗО, но такого, чтобы людей пытали в соседнем с СИЗО здании в Москве, — такое в первый раз… При этом сотрудники СИЗО “Лефортово” делают все, чтобы не дать своим заключенным рассказать кому-либо о пытках», — заявил Еникеев.
Наблюдатель в блоге также рассказывает, что встречался в «Лефортово» с обвиненным в госизмене 75-летним ученым Виктором Кудрявцевым, его вернули в СИЗО из больницы. В камерах-палатах, по словам Кудрявцева, нет ничего, кроме кроватей, в туалет его выводили под конвоем. На обследования же ученого возили на коляске, пристегивая к ней одну руку.
Уроженец Таджикистана Нозимов обвиняется по делу о попытке крушения «Сапсана» в 2017 году, ранее он работал врачом в поликлинике № 91 Санкт-Петербурга.
По версии следствия, как сообщает ТАСС, семеро сторонников террористической группировки ИГИЛ (запрещена в России), включая Нозимова, пытались устроить крушение поезда «в знак протеста против проведения российскими вооруженными силами операции в Сирии». Они прикрепили к путям железнодорожный башмак, чтобы поезд сошел с рельсов, но в итоге состав протаранил препятствие, не сойдя с рельсов, однако пять вагонов были повреждены.
Ранее Еникеев рассказал в своем блоге, что к аспиранту мехмата МГУ Азату Мифтахову, который находится в СИЗО по обвинению в хулиганстве, приходили двое неизвестных мужчин и предлагали пообщаться «неформально», а когда Мифтахов отказался говорить без адвоката, начали угрожали ему.
В апреле замдиректора ФСИН Валерий Максименко в беседе со Znak.com заявил о случаях избиений заключенных СИЗО во время следственных действий в СК. «Следователи забирают арестованного <…>, он при этом живой и здоровый, а возвращают нам его потом еле живым. За последний год <…> человек 200 мы отказались обратно принимать», — сказал Максименко.
В марте генпрокурор РФ Юрий Чайка в докладе президенту Владимиру Путину сообщил о многочисленных случаях жестоких избиений в колониях и в связи с этим анонсировал расширение полномочий ОНК.
Путин летом 2018 года узаконил право членов ОНК фиксировать на фото и видео нарушения прав заключенных в местах принудительного содержания.