«Люди — это не бродячие собаки». Как прошла экскурсия москвичей по петербургской «Ночлежке»

Петербургская благотворительная организация «Ночлежка» 9 октября провела экскурсию для троих активистов из московского района Беговой, где планируется открыть консультационную службу для бездомных. Московские гости побывали в приюте на Боровой, «Культурной прачечной», новом стационарном ночном приюте, пункте обогрева и посетили стоянку «Ночного автобуса», который ежедневно кормит сотни бездомных в Санкт-Петербурге. «Такие дела» рассказывают, как прошла экскурсия.

Фото: пресс-служба "Ночлежки"

«Открытость для всех»

В сентябре «Ночлежка» сообщила, что планирует открыть в районе Беговой реабилитационный приют для бездомных и консультационную службу с юристами и соцработниками. В организации подчеркивали, что учли прошлогодний опыт — тогда жители Савеловского протестовали против появления в их районе бесплатной прачечной и вынудили благотворителей отказаться от проекта.

В этот раз «Ночлежка» пообещала заранее узнать мнение жителей и даже провела опрос общественного мнения. Он показал, что 81% респондентов поддерживает открытие новых социальных проектов в своем районе. Тем не менее, первая же встреча местных активистов с представителями организации продемонстрировала совсем иной настрой местных депутатов и жителей.

Читайте также "Забирайте своих бомжей": в Москве жители Бегового потребовали от "Ночлежки" найти новое место для приюта

После волны недовольства «Ночлежка» предложила москвичам экскурсию по петербургским проектам. По словам руководителя отдела привлечения ресурсов и PR «Ночлежки» Екатерины Черемисиной, благотворительная организация всегда исповедовала «открытость для всех», однако жители Москвы едва ли поехали бы в Петербург специально, чтобы посетить консультационную службу и приют. Именно поэтому организация решила обеспечить двух желающих билетами и проживанием.

На соответствующее приглашение в итоге откликнулись трое жителей района: Кира Горчакова, сомневающаяся в необходимости размещения приюта в Беговом, сторонник «Ночлежки» Илья Кацнельсон и Наталья Злати, которая симпатизирует проекту. По словам представителей организации, основные противники появления приюта в Беговом, в том числе местные депутаты и сотрудники управы, от инициативы отказались.

«Здесь такого не происходит»

Экскурсию для москвичей провели директор «Ночлежки» Григорий Свердлин, руководитель московского филиала Дарья Байбакова и другие сотрудники. В первую очередь гости отправились в новый приют «Ночлежки» около станции метро Обухово. Все три участника отметили хорошую организацию проживания бездомных и общую чистоту. Во время визита в реабилитационный приют и консультационную службу экскурсанты долго расспрашивали Свердлина о деятельности организации, жизни бездомных, финансировании и влиянии проектов на ситуацию в окружающих районах.

«У нас в среднем люди живут пять месяцев, бывает, что достаточно двух, бывает, что необходим год, — рассказал Свердлин, говоря о ресоциализации клиентов “Ночлежки”. — Эта работа направлена на то, чтобы после пребывания в приюте человек жил уже самостоятельной жизнью, чтобы мы или другие организации не помогали ему год за годом».

Читайте также Да, у нас есть бездомные

По статистике, приведенной директором «Ночлежки», больше половины клиентов приюта съезжают из него в рабочую самостоятельную жизнь, начинают зарабатывать и снимать себе жилье или воссоединяются с семьей. В общей сложности за год через петербургский реабилитационный приют, в котором оборудованы 52 места, проходят примерно 150 человек, а через московский, в котором планируют организовать 20 мест, будет проходить около 60 человек. При этом консультационная служба обслуживает около трех тысяч нуждающихся в помощи людей, приходящих на Боровую также за чистой одеждой и горячей едой. По оценкам «Ночлежки», в Москве этот поток будет значительно меньше, хотя именно появление в районе бездомных, которые придут в консультационную службу, но не получат места в приюте, вызывает наибольшее опасение у жителей Бегового.

«Если они же уже пришли [и не остались на ночлег], они пойдут в местный двор, в подъезд, куда-то там искать приют», — поделилась своими опасениями Кира Горчакова во время посещения консультационной службы.

«Вы же видите, что здесь такого не происходит, — ответил Григорий Свердлин, — люди же не бродячие собаки, у них есть еще собственный разум. Две ключевые проблемы, которые каждый день решает любой бездомный человек, это “где я буду спать сегодня ночью?” и “что я сегодня буду есть?” Если человек приходит и ему говорят: “Извините, мест нет, мы вас сегодня поселить не можем, позвоните нам через две недели”, то он не будет эти две недели находиться в незнакомом для себя районе, где он не знает, что есть и где спать. Он отправится туда, откуда он, собственно, прибыл».

Сотрудники «Ночлежки» отмечают, что в московском реабилитационном приюте пока не планируется организация выдачи чистой одежды и доступных для всех прачечной, душевой и столовой — тех мест, которые способны привлечь в Беговой людей, не готовых к ресоциализации.

«Такие проекты нужны»

Доводы «Ночлежки» не влияют на отношение многих жителей района Беговой. В разговоре с «Такими делами» Кира Горчакова отметила свои «положительные ощущения» от посещения петербургской «Ночлежки» и согласилась, что организация максимально старается соблюдать все условия, в том числе в области дезинфекции, однако так и не изменила своего изначального мнения.

Читайте также «Не у меня во дворе». Американский социолог — о NIMBY-жильцах, которые выступают против открытия социальных учреждений

«Я не выступала категорически против, я выступала против того, чтобы организация подобного плана была в непосредственной близости к жилым домам. А у нас там именно так получается, потому что на Бумажном проезде есть проход через калитку, и получается, что ближайшее жилое здание в 140 метрах. Я считаю, это очень близко. К тому же там есть две детские секции и плотная жилая застройка. Я думаю, что все-таки такие проекты нужно делать не в плотной жилой застройке и Бумажный проезд — это не самое лучшее место», — сказала Кира Горчакова.

Она добавила, что открытие приюта и консультационной службы, не принимающих нетрезвых посетителей, может спровоцировать появление в районе выпивших бездомных, которые не смогут попасть в «Ночлежку» и останутся на немногочисленных в Беговом детских площадках. Такое развитие событий Григорий Свердлин отрицал еще на первой встрече с жителями района. По его словам, информация о том, что консультационная служба не принимает клиентов в нетрезвом состоянии, быстро распространится среди бездомных по «сарафанному радио», как это происходит в Петербурге, и пьяные приходить туда не будут.

Соглашается с руководством «Ночлежки» и жительница Бегового Наталья Злати, которая во время экскурсии практически не заявляла о своей позиции, а в разговоре с «Такими делами» призналась, что всецело поддерживает благотворительную организацию.

«Меня открытие “Ночлежки” вообще не пугает, я поддерживаю этот проект, я приехала, чтобы увидеть своими глазами все, чтобы мне было проще общаться со своими соседями, которые против или сомневаются. Чтобы у меня были факты, на которые я могла бы опереться, фотографии. Я думаю, что такие проекты нужны в каждом районе, их нужно как сеть открывать — в шаговой доступности», — сказала Наталья.

Несмотря на положительное впечатление от петербургских проектов помощи бездомным, Наталья не уверена, что удастся доказать соседям необходимость приюта. Не убеждены в быстрой победе и представители «Ночлежки». В организации считают, что медленными шагами все-таки смогут добиться расположения москвичей, и намерены продолжать диалог, несмотря на то, что по закону не обязаны согласовывать открытие своих проектов.


«Ночлежка» с 1990 года оказывает помощь бездомным в Санкт-Петербурге. В октябре администрация Фрунзенского района Петербурга, где с 2005 года работает благотворительная организация, ответила на запрос жителя Москвы — он спросил, приносят ли неудобства проекты помощи бездомным. Чиновники сообщили, что массовой миграции бездомных в район не замечено, а жалоб от жителей на деятельность «Ночлежки» не поступало.


В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: