НКО раскритиковали предложения Минпросвещения по регулированию просветительской деятельности
Некоммерческие организации (НКО) пожаловались на то, что проект постановления правительства РФ, опубликованный Минпросвещения, помешает их работе. Об этом их представители рассказали на обсуждении в Общественной палате (ОП) РФ.
Согласно документу, организации, связанные с образованием, наукой или культурой, должны заключать договор с физическими и юридическими лицами, которые будут заниматься просвещением. Такой договор нельзя заключать с НКО-инагентами, а также с людьми, у которых есть ограничения для педагогической деятельности, задолженности или судимость.
Президент фонда «Выход» Авдотья Смирнова отметила, что просвещение специалистов и родителей необходимо для помощи людям с аутизмом, поэтому составляет основу работы организации. Она объяснила, что до сих пор в некоторых городах детям с аутизмом ставят диагноз «шизофрения» и лечат их тяжелыми нейролептиками. По словам Смирновой, учитывая поправки о просветительской деятельности, фонд «Выход» «надо просто закрывать».
Координатор поискового отряда «ЛизаАлерт» Олег Леонов сказал, что если оставить формулировки документа без изменений, то организация не сможет обучать добровольцев-спасателей — «это будет стоить несколько тысяч человеческих жизней в год». Он подчеркнул, что это актуально и для волонтеров-медиков, и для волонтеров-пожарных.
Председатель Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО ОП Елена Тополева-Солдунова отметила, что авторы документа не учли опыт НКО, в том числе просветительскую деятельность в школах и вузах. Она уверена, что представителей НКО нужно позвать в рабочую группу для обсуждения проекта.
Политолог, доцент Московской высшей школы социальных и экономических наук Екатерина Шульман прокомментировала, что проект «странно» написан с точки зрения законотворческой техники и правового содержания. По ее словам, поправки к ФЗ «Об образовании» не могут относиться к сфере науки и культуры. Она считает, что от такого применения закона пострадают региональные учреждения: из-за множества согласований они предпочтут отказаться от просветительских мероприятий.
Шульман подчеркнула, что документ необходимо отправлять на доработку. Есть еще два этапа, которые он должен пройти: оценка регулирующего воздействия и антикоррупционная экспертиза, объяснила она. «Положение — пример избыточного регулирования и добавляет бюрократическую нагрузку на учреждения образования, науки и культуры, при этом не поддерживая просветительскую деятельность», — сказала политолог. Она добавила, что получение справок и разрешений может породить коррупционные схемы.
5 апреля президент России Владимир Путин принял изменения в закон «Об образовании», регламентирующие просветительскую деятельность. В законе прописали понятие просветительской деятельности. Она направлена «на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок» вне образовательных программ. Согласно документу, ее запрещено использовать для разжигания вражды через «сообщения недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях». Счетная палата России дала на него отрицательное заключение.